От автовокзала на улице Терешковой Оренбурга можно уехать по многим регулярным направлениям. Пассажиры стали замечать, что на некоторых маршрутах цены за проезд резко подскочили вверх. При чем поднимаются они не раз в год или полгода, а куда чаще.
— Я не так часто бываю на пригородном автовокзале, но иногда приходится ездить в поселок Зауральный. Он находится не так далеко от города. Заметила, что за этот год тариф поменялся несколько раз, причем не в лучшую сторону. Сначала проезд стоил 65 рублей, потом стал 70. В конце октября я доехала до родственников за 75 рублей! Куда такие цены? Куда смотрит администрация? Такими темпами скоро такси догонит по ценам, будем выбирать, на чем дешевле доехать, — поделилась с нами оренбурженка Оксана.
Действительно, цены по этому направлению разняться даже в интернете. Официального сайта у пригородного автовокзала нет, а на порталах, где можно посмотреть расписание, есть и цена за проезд: где-то 65, где-то — уже 75 рублей. Возможно, не все сервисы успевают менять тарифы так же быстро, как перевозчики.
И если какие-то перевозчики еще сдерживают свои «аппетиты» и меняют стоимость проезда постепенно, повышая рублей на 5, то другие стеснять себя не собираются. Еще одна оренбурженка рассказала нам, что всего за месяц на маршруте 155А, который идет в жилые комплексы села Ивановка (Экодолье, Приуралье и Перовский), такая же ситуация с тарифами. Цена проезда изменилась, по словам женщины, сразу на 10 рублей — с 60 до 70. При этом, судя по тарифам, чем популярнее маршрут, тем больше денег за проезд придется заплатить.
Нам удалось связаться в директором пригородного автовокзала, чтобы узнать, кто вообще ставит такие суммы и чем это обусловлено. Оказалось, что тарифы целиком в руках перевозчиков, и сдержать их аппетитов никто не в состоянии.
— Автовокзал не имеет права повышать и понижать тарифы, это только перевозчики. У каждого перевозчика своя тарифная сетка, это они устанавливают на каждом маршруте цены. Они не регулируемые сейчас, — сказала директор автовокзала Елена Палагина.
Всего на автовокзале пригородные маршруты обслуживают 15 перевозчиков. Именно они устанавливают цены на свои услуги. То есть директор никак повлиять на стоимость проезда не может. А кто может? В Департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов ответили на официальный запрос 56orb, что указывать им нельзя.
— Действующим законодательством для регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам не установлены требования по установлению тарифов, периодичности изменения, а также их роста, — говорится в ответе.
Повлиять на ценообразование в Департаменте не могут, но по закону перевозчики обязаны заранее сообщать о планах на повышение или (что мало вероятно) понижении цен на проезд.
— Перевозчики обязаны информировать министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, а также владельцев автовокзалов и автостанций об изменении тарифов на регулярные перевозки не позднее чем за 30 дней до дня изменения тарифов, — говорится в ответе.
Напомним, что частные перевозчики на городских маршрутах в Оренбурге попытались тоже поднимать цены на свои услуги, но быстро остановились на отметках от 25 до 32 рублей после того, как УФАС начал проверку.