Posted 13 ноября 2023,, 04:58

Published 13 ноября 2023,, 04:58

Modified 13 ноября 2023,, 05:00

Updated 13 ноября 2023,, 05:00

Лишь 10 процентов оренбуржцев сдали на права  в этом году с первого раза

«Завалили» или «не повезло»? С первого раза на права сдает лишь 1 из 10 оренбуржцев

13 ноября 2023, 04:58
Фото: 1MI
Лишь 10 процентов оренбуржцев сдали на права в этом году с первого раза

В Оренбуржье только единицы учащихся автошкол могут успешно сдать экзамен

В этом году из 48 200 кандидатов в водители экзамен смогли успешно сдать лишь 4 922 жителя Оренбургской области. Кто виноват — ученики, не дотянувшие в знаниях, придирчивые инспекторы ГИБДД или автошколы, недодающие часов вождения — разбирался 56orb.ru.

Сесть за руль и прокатиться с ветерком мечтает каждый, кто переступил порог автошколы. Только вот заплатить за обучение и освоить навыки парковки на автодроме — мало. Головная боль подавляющего большинства курсантов заключается в экзаменах, которые, как показывает статистика, сдать с первого раза сегодня практически невозможно.

Сдают экзамен только 10,2%

На редакционный запрос 56orb.ru в УМВД по Оренбургской области ответили, что число сдавших экзамен на право управления транспортным средством с первого раза жителей Оренбургской области составляет лишь 10,2% от общего количества курсантов.

 — В 2023 году из 48 200 кандидатов в водители, обратившихся в регионально-экзаменационные подразделения Госавтоинспекции Оренбургской области для получения государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами с первого раза практический экзамен на право управления транспортными средствами сдали 4 922 кандидата, — говорится в ответе на запрос.

Похоже, и сами граждане понимают: шансы получить права в последние годы резко снизились. В ведомстве отметили, что в сравнительном анализе с 2020 года количество кандидатов успешно сдавших практический экзамен с первого раза также снизилось — на 4,2%.

— При этом необходимо отметить, что число обратившихся граждан за получением государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами также уменьшилось на 6,0%, — рассказали в областном УМВД.

Почему люди стали реже пытаться получить права и какие ошибки чаще всего допускают курсанты, в ведомстве не уточнили, отметив лишь, что экзаменационное решение всегда можно попробовать оспорить.

«Раньше было сдать на права проще»

Оренбуржец Алексей Мельников — водитель с 20-летним стажем. Мужчина считает, что раньше большинство курсантов сдавали экзамены с первого раза.

— Я сдавал экзамен на права в 2002 году. Тогда считалось, что главное — с теорией разобраться, а уж вождение — больше формальность. В группе было человек 20, из них 4-5 завалили экзамен именно в теории: допустили много ошибок, отвечая на вопросы из билетов. Помню, когда узнал, что сдал теорию и допущен до вождения, камень с плеч упал. И правда, на вождении только одна женщина засыпалась: заглохла, въезжая на горку. У нее истерика была, плакала прямо в машине. Все остальные спокойно откатали свое на автодроме и в городе, а на следующий день получили права. Сейчас, как я смотрю, выучить билеты — ерунда. Теперь главное именно практику сдать. Некоторые знакомые маются годами, — рассказал 56orb.ru Алексей.

Его слова о том, что сегодня получить водительское удостоверение — настоящий квест, подтверждает курсант Сергей Иванов. Он уже второй год не может сдать практический экзамен. По его словам, на повторную сдачу образуются большие очереди, из-за которых кандидаты в водители, находясь по несколько месяцев в ожидании, забывают основы вождения.

— Считается, что ты можешь пересдать вождение через 7 дней, но на самом деле это не работает: очереди на пересдачу такие, что раньше, чем через месяц-полтора, у тебя такого шанса не появятся. Объясняют просто: инспекторы загружены, можем записать вас на такую-то дату. Конечно, это неудобно: ты полтора месяца ждешь, теряешь навыки, полученные от инструктора. И еще есть нюанс: после сдачи теории у тебя есть только полгода, чтобы сдать вождение. Не успел — все начинается сначала, — возмущается Сергей.

«Было нормально — стало формально»

Представители одной из автошкол Оренбургской области рассказали 56orb.ru, что сегодня попросту изменился сам подход и к преподаванию, и к приему экзамена.

— Сейчас, по стандарту, время обучения практическому вождению по категории В — 56 часов. В советское время было больше. При этом принимали экзамен… Не скажу даже, что мягче, просто другое было видение. Такой пример приведу: вот, студент окончил вуз, получил диплом, приходит на завод. Он что, полноценный инженер уже? Нет, конечно, ему года три надо, чтобы дорасти до опытного коллеги, у которого такой же диплом, но есть опыт за плечами! Но новичка же на заводе так строго никто и не оценивает, понимают: молодой специалист. И с водителями нужно так. Раньше инспектор оценивал навыки: как сдающий контролирует автомобиль, насколько адекватно оценивает ситуацию, соблюдает ли базовые требования безопасности и так далее. На какие-то технические мелочи смотрели сквозь пальцы: подразумевалось, что человек наберется опыта, освоится — и все у него будет нормально. Теперь к приемке экзамена подходят строго формально: не важно, как хорошо ты водишь, но, если заднее колесо наехало на разметку — это фиксирует камера, два балла ты потерял. И с другими нарушениями так же. Но значит это, что такой водитель, который научился на линию не наезжать, будет меньше попадать в аварии? Нет, — прокомментировал директор автошколы.

Тот же собеседник считает, что позицию ГИБДД понять можно: раньше оценка была субъективной, теперь — объективная, но результат этой объективности, говорит он, плачевный.

— Не только тех, кто впервые сдает экзамен, «валят». Вот мужик, всю жизнь ездил на самосвале категории С. И понадобилось ему на Е сдать, чтобы с прицепом ездить. Он садится сдавать экзамен инспектору, которому лет меньше, чем этот мужик баранку крутит — и не сдает! Инспектор его «валит». И не потому, что инспектор злой, а потому что система оценивания дурная. Других объяснений у меня нет, — отметил директор.

«Ощущение, что специально заваливают»

Жительница Оренбурга поделилась с 56orb.ru своим опытом обучения в автошколе. Мария рассказала, что пытается сдать на права больше трех лет, но пока тщетно.

— Училась я три года назад. Пошла учится в декабре 2019 года. Прошла блок теории, практики. К концу февраля должна была выходить на сдачу внутреннего экзамена. Но из-за пандемии все перенеслось на весну. Я понимала, что у меня потерялись навыки и нужно было их восстанавливать. И я брала платные уроки, стоил тогда один урок 500 рублей. Я откатала несколько уроков и успешно сдала внутренний экзамен, затем (летом 2020 года) пошла на ГАИ, — вспоминает девушка.

Но если внутренний экзамен Мария сдала легко, то основной — нет.

— Меня инспектор «завалил» с первого раза. Он намекал, что любую проблему можно решить с помощью «конверта». А еще — именно он принимал мои экзамены несколько раз потом и очень не хотел принимать. Я ушла из автошколы, так как там попытки сдачи закончились. Пошла сдавать самостоятельно экзамен от ГАИ, снова взяв платного инструктора, чтобы подтянуть вождение. Сам инструктор говорил, что проблема не во мне, вожу я хорошо. На экзамене меня вновь «завалил» тот же самый человек. Я решила в итоге попробовать сдать в другом городе, но пока вопрос этот висит. Каждый раз этот человек — инспектор — высасывал из пальца проблемы и не принимал экзамен. Это очень обидно, учитывая, что я сама вижу, что не нарушила ничего и все сделала правильно, — подытожила оренбурженка.

А вот другая оренбурженка Светлана сдала экзамен с первого раза и считает, что «завалить» курсанта не могут.

— Училась я в автошколе всего 2 месяца. За руль садилась с нуля, без какого-либо. Сдала экзамен легко и с первого раза. Причем в машине нас было в тот день, помимо инструктора и инспектора, трое курсантов. Все те, кто не сдал, сами допускали ошибки. Инспекторы тут, на мой взгляд не причем. К тому же, в каждом автомобиле стоят камеры. То есть, если ты уверен, что ничего не нарушил, ошибок не допустил, то можешь, как мне кажется, все легко оспорить. Просто многие сами своих ошибок не замечают или думают, что они простительны, — говорит Светлана.

Но реально ли оспорить решение инспектора ГИБДД?

Юрист: «видеозапись в помощь»

Бударагин Александр — руководитель группы юридическая помощь онлайн — рассказал 56orb.ru, что кандидат в водители сможет обжаловать результат экзаменов в ГИБДД, если оценку «не сдал» он получил в результате каких-либо неправомерных действий инспектора-экзаменатора.

— Чтобы водителям было проще защитить свои права, ввели обязательную видеозапись всего, что происходит в машине во время экзамена. При разборе жалобы в ГИБДД можно проверить, действительно ли была ошибка, или инспектор придирается. При подаче жалобы можно требовать от ГИБДД предоставить видеозаписи экзаменов. Жалобу нужно подавать руководителю экзаменационного подразделения ГИБДД, — прокомментировал юрист.

А еще Александр Бударагин отметил, что на рассмотрение Правительства уже внесен проект постановления правительства, который серьезно изменит нынешний порядок приема экзаменов на получение водительского удостоверения.

— Одно из самых внушительных нововведений — отмена экзамена на первоначальные навыки управления. Тот, который проводился на закрытой площадке. Теперь его элементы будут включены в экзамен по вождению. То есть в городе. Но это только для наиболее массовой категории В — легковые автомобили. Для остальных категорий экзамен на площадке останется. В проект включена возможность оспорить результат экзамена. В этой ситуации сотрудники экзаменационного подразделения отсмотрят видеозаписи, которые хранятся в течение месяца после экзамена, и примут решение. Если ошибка со стороны инспектора — результат экзамена отменят. Однако это не означает, что кандидату этот экзамен зачтут как сданный. Ему предоставят возможность еще раз его сдать. Эта попытка не будет зачтена как одна из тех, которая устанавливает сроки на пересдачу. Ведь у нас, если кандидат не сдает экзамен с трех попыток, то следующая назначается ему через месяц, — говорит эксперт.

Также в Госавтоинспекции планируют сделать так, что если кандидат обжаловал экзамен, то видеозапись будет храниться до тех пор, пока разбирательство по делу не закончится. Чтобы у всех под руками была доказательная база.

Эксперт: курсанты могут обратиться в суд

Оксана Васильева, кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что сдать экзамен для получения ВУ сложно, но это не означает, что инспектор намеренно «заваливает» кандидата в водители.

— Если лицо собирается обжаловать результаты экзамена, то сперва необходимо получить письменный отказ в выдаче водительского удостоверени, где должны быть указаны допущенные ошибки. А далее уже стоит обращаться с жалобой к руководителю подразделения, где проходил экзамен. В ней необходимо указать обстоятельства, ошибки, допущенные экзаменатором. Такую жалобу можно подать через электронную приемную, а также лично, посетив соответствующее отделение ГИБДД. При этом допускается и отправка указанных документов по почте. Если руководитель подразделения откажет в удовлетворении требований, стоит обращаться в суд в порядке административного производства, отмечает кандидат юридических наук.

По словам эксперта, сегодня процесс сдачи экзамена записывается на множество внешних и наружных камер автомобиля и, если действительно были допущены нарушения ПДД, то оспорить их будет проблематично.

Психолог: причиной несдачи экзамена может быть страх

Редакции 56orb.ru психолог, автор методики и тренер по развитию творческого мышления, основатель школы развития творческого мышления ArtLab Марина Деркач рассказала, что причиной такой грустной статистики может стать и банальное волнение самих курсантов, а вовсе не «злобные» инспекторы.

— Одной из причин, почему трудно с первого раза сдать экзамен, становится страх. Да, именно страх идти во что-то новое для себя, потому что мы там еще не были, и порой не четкая мотивация дает этому страху выигрывать. Кто-то просто боится ошибаться, и тогда яркий перфекционист будет зубрить правила или практиковаться до совершенства. Нам, людям, свойственно усложнять процессы. И это не хорошо или плохо, это факт, — считает эксперт.
"