Posted 13 октября 2023, 03:06
Published 13 октября 2023, 03:06
Modified 13 октября 2023, 04:04
Updated 13 октября 2023, 04:04
Кумакский золотой рудник, Суундукский участок Колчинского прииска, Михайловский прииск, жилы Уклонная и Калугинская Айдырлинского месторождения, Синешиханский рудник — это не вся часть золотоносных недр, которые когда-то были открыты в Оренбургской области.
Началась добыча тут в 1850-х годах с отработки россыпи, а затем и золотоносных кварцевых жил. Тогда слухи о богатых золотом недрах пошли по Российской империи. В конце 19 века в Оренбуржье ехали целыми семьями со всей страны, — искать счастья в здешней земле.
В начале 20-го века основой добычи стали кварцевые жилы, а на россыпь артели уже не рассчитывали. Тогда же в поселке Айдырля построили обогатительную фабрику. А наиболее крупный Кумакский золотоносный рудник проработал дольше всех — с 1914 по 1964 годы. Долгое время в Оренбургской области золотом не занимались, а уже в 2000-х вновь возобновили добычу.
Чтобы была возможность законно добывать драгметаллы, нужна лицензия, которую получают в федеральном агентстве по недропользованию. Нужно отметить, что незаконная добыча золота, других драгметаллов и жемчуга в России карается лишением свободы до 3-х лет, штрафом до 500 тысяч рублей или исправительными работами.
В 2020 году лицензию на промышленную добычу драгметалла приобрел Гайский ГОК. Предприятие заплатило за право разрабатывать Восточно-Каменский золотоносный участок почти 27 миллионов рублей.
А согласно сервису Rusprofile, добыча руд прочих цветных металлов является основным видом деятельности как минимум 5-ти оренбургских компаний:
Местные предприниматели работали на месторождениях. Так, например, ООО «Прима Голд» получила в 2016 году лицензию на «геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых…». Участок поисков был один — Кумыс-Тобе, пролегающий в Адамовском и Новоорском районах. Срок действия лицензии истек 20 апреля 2021 года.
Компания была зарегистрирована в 2014 году на Насыбуллину Алину Ильдаровну, дочь экс-депутата оренбургского Заксоба Ильдара Насыбуллина, который в свое время задолжал кредиторам более 923 миллионов рублей и даже был осужден за мошенничество. Сейчас, кстати, фирмой «рулит» на правах директора уже не его дочь, а другая женщина, но с той же фамилией — Насыбуллина Дильбар Раисовна. А учредителем с 2018 года является Семилутских Иван Владимирович.
Еще одна компания по добыче драгметаллов в Оренбуржье — ООО «Степные дали», учредителем и гендиректором которой является Семилутских Иван Владимирович (эта фамилия уже упоминалась выше).
В 2017 году общество получило лицензию от Приволжскнедр на геологическое изучение с целью поисков и оценки рудного золота и попутных компонентов на Айдырлинско-Синешиханском участке в Кваркенском районе. Срок ее действия истек 31 января 2019 года, а в марте 2021 года «Степные дали» оформили еще одну лицензию, но уже на Дальнем Востоке.
В то время, как малый и средний бизнес пытался лишь изучать богатые желтым металлом месторождения, крупные холдинги и промышленники зашли на землю восточного Оренбуржья. Своими активами на территории Оренбургской области владеет полиметаллическое ПАО «Селигдар» в виде дочерней компании ООО «Оренбургская горная компания» (ОГК).
Одна из лицензий на добычу ископаемых (от 2017 года), выданных «ОГК», включает в себя золотоносный участок Васин Аниховского грабена. Рудная зона месторождения имеет длину около 2000 метров и прослеживается на глубину 630 метров. В 2019 году лицензия была приостановлена из-за отсутствия активных работ.
А на протяженной Колчинской россыпи Кваркенского района недалеко от станции Бреды в пойме реки Суундук работает башкирская компания «Весна». Суундукские прииски считаются самыми перспективными в регионе, а участок Колчино, по данным геологоразведки 2020 года, имел балансовых запасов на 190 килограмм золота. За лицензию «Весна» заплатила более 53 миллионов рублей.
Добывать рудное золото на Восточно-Кенгуссайском участке Светлинского района имело право АО «Золото Северного Урала» (свердловская «дочка» горнорудной компании Polymetal). Компания могла бы работать на участке с высокой долей содержания металла с 2015 до 2040 года, но в 2019 году разрешение на добычу переоформили на другую екатеринбургскую фирму «Восточно-Кенгуссайское».
Уже больше года как 100% доли этой компании выставлено на продажу. Цена не указана, ее назовут по запросу.
На данный момент действующие лицензии на добычу имеются как минимум у четырех крупных компаний и ни одной у среднего и малого бизнеса.