По данным Минтранса, новые требования, установленные вступившим в силу законом «О такси», привели к значительному росту цен на этот вид транспорта. В отдельных регионах поездки подорожали до 44%, а в среднем по стране — на 5%. Эксперты прогнозируют, что к концу года цены могут вырасти на 10-100%.
Замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко на форуме TAXI-2023 рассказал, что половина российских регионов столкнулась с ростом цен, в 45% цены остались без изменений, а только в 5% снизились. В среднем по стране цены на такси выросли на 5%.
Чиновник считает, что управление городского транспорта в регионах России заранее не подготовились ко введению в действие такого закона. Ожидалось, что еще до 1 сентября, когда закон начал действовать, местные власти начнут ужесточать контроль за перевозчиками, чтобы те постепенно входили в «легальное русло», страхуя авто и получая все необходимые разрешения.
Владимир Луговенко рассказал журналистам «РБК», что поездки на такси дорожают еще и из-за роста цен на комплектующие: авто с шашечками нередко попадают в ДТП, и потому ремонт и автозапчасти — наиболее частая статья расходов для таксопарков.
В свою очередь, цена автозапчастей напрямую зависит от многих экономических факторов, в том числе, от инфляции: детали часто приходится заказывать из-за рубежа. Из-за низкого курса рубля за ту же самую деталь приходится платить больше, чем раньше, соответственно, траты владельцев таксопарков повышаются. Компенсировать издержки они стремятся через повышение цен на поездки.
Ирина Саукова, замначальника отдела автомобильного транспорта департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии, которая присутствовала на форуме, прогнозирует увеличение стоимости проезда на такси в России к концу года минимум на 10%. По ее мнению, сентябрьское подорожание это сезонное явление, хотя влияние поправок в законе она тоже не отрицает.
В дальнейшем стоимость услуг такси будет расти примерно на уровне инфляции, но роль сыграют также новые законы и затраты, связанные с новшествами в законодательстве.
Некоторые эксперты уверены: цена взлетит минимум в два раза из-за растущих затрат на содержание авто.
— Регуляторные изменения приведут к большим издержкам таксистов, на фоне которых количество водителей может сократиться на две трети. Если будет меньше водителей, цены взлетят, — считает глава Объединения самозанятых России Игорь Жмакин.
Эксперт добавил, что нынешняя мера направлена на то, чтобы обелить рынок — убрать с дорог так называемых «бомбил». Однако пока индустрия движется не в сторону выхода из серой зоны, а наоборот, водители неохотно идут работать «по всем правилам». Напротив, люди все чаще начинают таксовать незаконно, поскольку соответствовать новым нормам по карману не всем.
Аналитики «Чек Индекса» сообщают, что средняя стоимость поездок на такси в России с 1 по 7 сентября составил 451 рубль, что на 6% выше уровня прошлого года и на 5% — уровня июля.
В Оренбурге цена поездок выросла ощутимо примерно в полтора раза. Например, ранее добраться от торгового центра «Новый мир» до поселка Весенний (порядка получаса езды по Загородному шоссе) стоило около 270 рублей. Сейчас эта цифра перевалила за 400 рублей. Примерно за триста рублей можно добраться разве что до центра города — например, до Драматического театра имени Горького.
Примечательно, что соразмерно цене увеличилась и длительность ожидания машин. Ранее ожидать такси редко приходилось дольше 5 минут, за исключением случаев, когда авто вызывают за город, в плохую погоду или при зашкаливающем спросе.
На данный момент, ни один из названных факторов не совпадает. При этом, приложение показывает спрос высоким, однако, вероятнее всего это происходит не из-за множественных вызовов, а из-за нехватки водителей.
Эксперты «Чек Индекса» уверяют, что причинами увеличения стоимости являются рост спроса на фоне низкой базы прошлого года, увеличение расходов на обслуживание, лизинг автомобилей, расходы водителей и издержки таксопарков.
Также влияют алгоритмы балансирования спроса и предложения — число водителей значительно меньше, чем число потенциальных заказчиков. Это приводит к ценовой волатильности в приложениях агрегаторов такси — проще говоря, цены начинают расти, поскольку на всех просто не хватает машин.