Цены на автомобильное топливо продолжают бить исторические рекорды. За 9 месяцев текущего года стоимость бензина марок АИ-92 и АИ-95 для оптовиков выросли сразу на 76%, до 65,2 тысяч и 75,6 тысяч рублей за тонну бензина соответственно. А если владельцы АЗС закупают горючее на оптовом рынке дороже, они и в розницу начинают дороже его продавать — это абсолютно логично.
Прямо сейчас на автозаправках Оренбурга можно увидеть пустые тарифные табло: это говорит об очередной корректировке цен.
В рознице за один только вчерашний день цена поднялась сразу на 8%. Такой показатель существенно выше инфляции (3,65% годовых, по данным Росстата). Отметим, что правительство стремилось удерживать рост стоимости бензина ниже инфляции, но видимо, что-то пошло не по плану.
Согласно данным статистического сервиса Autotraveler.ru, с 2011 года стоимость горючего планомерно повышалась и сейчас достигла своего пика. Однако не стоит ждать, что дальше цены пойдут на спад: пока для этого нет никаких причин.
Одна из причин удорожания автомобильного топлива — увеличение объемов экспорта. Бензин вывозится из страны, поскольку продавать его за рубеж выгоднее на фоне нестабильного курса рубля.
Трейдеры торгуют в том числе и в «серую»: покупают нефтепродукты для поставок на внутренний рынок, но продают его другим странам из-за большей выгодности такого предприятия. Отследить точный объем продаж топлива заграницу сложно, поскольку Федеральная таможенная служба перестала публиковать эти данные еще в марте 2022 года.
Представители правительства связывают текущий рост цен с сезонным ремонтом на нефтеперерабатывающих заводах.
— Сейчас должны выйти заводы с ремонтов, соответственно объемы поступления топлива на биржу увеличатся, ситуация стабилизируется, — говорил вице-премьер правительства Александр Новак в июле текущего года журналистам издания «РБК».
Рыночные аналитики считают, что всему виной произошедшая по инициативе правительства РФ смена порядка начисления выплат из бюджета нефтяным компаниям. Эти субсидии покрывали часть разницы между внутрироссийскими и экспортными ценами, чтобы нефтяники не несли потерь при продаже топлива внутри России. С 1 сентября размер компенсации сократили в два раза. Соответственно, поставки топлива стали попросту невыгодны для трейдеров, пишет «Российская газета».
В прошлом месяце доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Скрыль заявила журналистам «Газеты.ру», что остановить удорожание можно только при условии возвращения уровня выплат от государства нефтекомпаниям на прежний уровень.
Отметим, что за 9 месяцев 2023 года цена разных марок автомобильного топлива выросла на 60–70%, дизеля — на 40%.
Отдельная проблема для нефтекомпаний — логистика. Сроки поставок грузов по ж/д путям увеличились. Загруженность железных дорог возросла из-за закрытия аэропортов в некоторых частях страны — людям пришлось пересаживаться на поезда. С другой стороны, сейчас железнодорожные составы перегружены военной техникой, а под нужды промышленников их уже не хватает. Топливо задерживается на этапе транспортировки, создавая издержки для продавцов и нехватку топлива на АЗС. Дефицит приводят к удорожанию, пишет портал «Финтолк».
Федеральная антимонопольная служба работает с проблемой удорожания бензина уже не первый год по мере нарастания остроты этой проблемы. Еще в 2021 году надзорное ведомство потребовало сразу у 9 нефтяных компаний объяснение причин резкого подъема цен, пишет РБК. По сведениям, полученным в УФАС, сразу несколько поставщиков резко завысили цены с начала года, однако, тогда не последовало никаких штрафов.
Годом позже, в 2022, ведомство применило уже более жесткие санкции. Были оштрафованы дочерние компании «Лукойла» в двух регионах России, сообщает пресс-служба ФАС. Пермское отделение компании было оштрафовано на 650 тысяч рублей.
На данный момент пока не поступало сведений о проверках нефтяных компаний Федеральной антимонопольной службой. Известно, что федеральные издания направляют в надзорное ведомство и Минэнерго соответствующие запросы.
По данным портала «Финтолк», вопрос роста розничных цен на бензин находится на контроле главы государства.
— Он постоянно обсуждает эту тему с правительством, — уверил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Ранее представители Минэнерго уже отказались от директивного понижения цен на топливо. По их словам, такая мера только усугубит проблему: производителю будет выгоднее продавать продукт за рубеж, поскольку там нефть дороже. Однако цены на российских АЗС снова вырастут.
Ведомство надеется, что проблема решится, как только логистические цепочки наладятся и объемы поставок будут восстановлены. Правда, когда это произойдет — неизвестно.