Давно забытое старое вернут в школы Оренбургской области: уже с 1 сентября детей можно будет привлекать к общественно-полезному труду без согласия родителей. До этого момента на любые манипуляции со стороны детей требовалось письменное разрешение от мамы или папы. Теперь школьники будут убирать за собой классы или, например, выходить на общешкольный субботник. Министр образования Алексей Пахомов пока не готов обнародовать точный перечень работ, к которым привлекут детей, и их объем. Система будет выстраиваться по мере ее внедрения.
— Для моего поколения было само собой разумеющейся вещью, что с доски за собой мы убираем сами, класс мы за собой убираем сами и еще есть масса вещей, которые мы в школе делаем сами. Помните, что был отрезок в нашей истории, когда на это все требовалось разрешение родителей, и отношение у родителей к этому было, мягко говоря, разное. Сейчас законодательство изменилось, и разрешение родителей для того, чтобы привлекать ребят к общественно-полезному труду в родной школе, более не требуется. Как именно это будет реализовано, в каких объемах и какие виды работ можно будет делать, я думаю, будем определять в наступившем учебном году. Я уверен, что это будет принято в большинстве своем положительно, — сказал министр.
Кроме этого, на уроках ОБЖ школьников будут обучать начальной военной подготовке. Это не отдельный курс, а некоторые элементы, которые будут преподаваться внутри уже существующего курса по основам безопасности жизнедеятельности. Кто будет преподавать детям, как, например, разбирать и собирать автомат, не рассказали. Однако, 56orb.ru ранее уже писал, что конкретно в Оренбурге этим заниматься будут «учителя и преподаватели-организаторы ОБЖ, имеющие образование по специальности или прошедшие профессиональную переподготовку». Эти кадры в школах имеются. Но, как показывает практика, эти уроки ведут учителя, которые знают лишь теорию, а практика в военной подготовке хромает.
При этом Алексей Пахомов заметил, что важно улучшать не только такие вещи, как воспитательную работу с детьми, но и условия этой работы для учителей. Нагрузка, количество детей в классе, объем работы, отношение детей к учебе и внеклассной деятельности — все влияет на качество образования. Исходя из этого, одной из ключевых задач на следующий год на уровне министерства образования Оренбуржья признали усовершенствование условий труда.
— Вот возьмите последние новости из Южной Корее. Там приняли изменения в законодательстве. Я ни в коем случае не призываю учесть или заимствовать опыт Южной Кореи, но давайте его примем во внимание и проанализируем. Там учитель может применять физическую силу в отношении учеников в классе. Это у нас в стране запрещено, и такие ограничения имеют под собой серьезные причины для того, чтобы их вводить. В Южной Корее теперь нет. Также учитель там имеет возможность проводить встречу с родителями только по предварительному согласованию, может отказаться от встречи. Причина, как говорят, достаточно тяжелая — педагог покончила с собой после травли со стороны родителей и учеников. Видно сразу, что в их обществе многие вещи ненормальны, но педагоги работают. Понятно, что до этих крайностей доходить ни в коем случае нельзя. Но и у нас ряд ребят относится к труду педагога без должного уважения. Если говорить о том, что же государство может сделать для того, чтобы педагогам работалось лучше и комфортнее, прежде всего касается условий труда — в формировании уважительного отношения к педагогу, к труду педагога, к труду вообще, к собственному труду, — высказался Алексей Пахомов.
Заметим, что в системе общего образования региона работает порядка 16 тысяч педагогов на 249 тысяч учеников (за 2022/2023 учебный год). Все вакансии, которые были открыты в Оренбуржье, к началу учебного года закрыли. Но во многих школах учителя взяли по несколько ставок, чтобы дефицит педагогов не был так заметен.