Аналитики разной степени компетентности рассуждают на тему «кому это выгодно», приходя порой к парадоксальным выводам. А издание «Новые Известия» вспоминает о других случаях, когда при странных обстоятельствах погибали люди, в разное время и в разных странах оказывавшие влияние на ход мировой истории.
Это был, безусловно, самый яркий полководец Тридцатилетней войны. Он управлял гигантской по тем временам армией наемников — в войске числилось несколько десятков тысяч человек. Через его руки проходило колоссальное количество денег, но Священная Римская Империя до поры была им довольна: как военачальник, Валленштайн был чрезвычайно умел и удачлив. Но он был человеком честолюбивым и властным: устанавливал свои порядки во взятых городах, даже чеканил собственную монету! К тому же он ставил условия самому императору — главе Священной Римской Империи. Жаловался маршал — парадокс истории — на то, что имперские чиновники не обеспечивают его армию вовремя порохом.
В конце концов, военная элита империи восстала против него: высшие штабные офицеры подкупили охрану Валленштайна и устранили «пса войны». Без изысков, без тайн, не оставляя пищи конспирологам, просто заколот.
В более поздние времена подобные события стали походить на несчастные случаи.
Генерал Сикорский во время Второй мировой войны был командующим польской армией и одновременно премьер-министром польского правительства в изгнании (сама Польша тогда была оккупирована Германией).
4 июля 1943 года он вместе с дочерью и своим штабными офицерами вылетел из аэропорта Гибралтара на самолете британских ВВС. В какой-то момент у воздушного судна (как якобы выяснила комиссия) заклинил штурвал, и «Либерейтор II» рухнул в море. Выжил только чешский пилот Эдуард Прхал. Он не смог объяснить, зачем заблаговременно надел спасательный жилет, чего раньше никогда не делал, и осталась невыясненной личность человека, которого видели на крыле упавшего воздушного судна.
Многие решили, что смерть Сикорского, настроенного резко против СССР и активно разыгрывавшего карту катынского расстрела, была выгодна тем, кто продвигал идеи советско-британского военного сотрудничества.
Министр обороны Китайской народной республики, маршал Линь Бяо считался правой рукой Мао Цзэдуна и рассматривался как возможный преемник «Великого кормчего». Но к началу 70-х у него стали портиться отношения с лидером партии и его окружением, в том числе женой — многих раздражали его неумеренные маршала. Линь Бяо, полагая, что его вот-вот сместят с постов, решился на организацию переворота.
Мятеж провалился, министр с семьей бежал в СССР. Но до территории Союза не добрался: по официальной версии, у самолета… не хватило топлива.
Впрочем, сторонники погибшего маршала выдвинули свою версию: дескать, Линь Бяо был расстрелян вместе с женой в автомобиле, когда возвращался с ужина с Мао, а потом трупы погрузили в самолет, который впоследствии был сбит над территорией Монголии китайскими истребителями.
Болгарский писатель и журналист Георгий Марков был очень популярным в своей стране автором, и правительство это ценило, одаривая его почетными званиями и орденами. В какой-то момент он начал критиковать партию и правительство, и критика эта становилась все жестче. После «Пражской весны» 1968 года в странах соцлагеря стали закручивать гайки, и таким диссидентам, к которым до поры относились снисходительно, начала угрожать опасность.
Марков бежал в Великобританию, устроился на ВВС, женился на англичанке… В общем, стал очень неудобной для болгарских властей фигурой. Его книги начали изымать из библиотек. А весной 1978 Марков обратился в больницу с жалобами на недомогание: у писателя поднялась температура, его тошнило. Марков успел рассказать врачам, что на автобусной остановке он зацепился ногой за зонтик другого пассажира и почувствовал укол, пассажир извинился и уехал.
Официально версия отравления не была подтверждена, но поклонники Маркова уверены, что в зонте был яд, с помощью которого КГБ устранил диссидента.
Первая жена нынешнего короля Великобритании Карла, а тогда — принца Чарльза, к тому же мать принцев Гарри и Уильяма, Диана была «народной принцессой». Она стала чрезвычайно популярной в среде простых подданных, но доставляла массу неудобств королевской семье: будучи замужем за наследником престола, Диана открыто встречалась с миллиардером Доди Аль-Файедом. К тому же была версия, что она забеременела от своего нового кавалера (позднее вскрытие показало. что это не так), а появление на свет такого «неудобного бастарда» стало бы катастрофой для династии.
31 августа 1997 года в Париже лимузин с Дианой и ее возлюбленным разбился в туннеле под мостом Альма неподалеку от Эйфелевой башни. По официальной версии, авария произошла по вине водителя Анри Поля, находившегося за рулем в нетрезвом состоянии, которое усугублялось действием антидепрессантов, но поклонники принцессы в это, разумеется, не поверили.
Петр Машеров был первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии. Он был чрезвычайно популярен не только в этой республике, но и во всем Союзе. В 1980 году в околополитических кругах стали настойчиво распространяться слухи, будто бы Машеров пойдет на повышение и сменит самого Алексея Косыгина — председателя Совета министров СССР. Уже после трагедии дочь Машерова, Наталья, подтверждала: отец готовился к переезду в Москву.
Но 4 октября 1980 года первый секретарь погиб в автокатастрофе: Машеров ехал в «Чайке» (вместо привычного бронированного «ЗИЛа», к тому же с новым водителем) из Минска в один из колхозов, когда на встречу выскочил грузовик, груженый картошкой. Милицейская машина сопровождения успела уйти от лобового удара, а небронированная чайка на скорости более 100 километров в час врезалась в грузовик. Глава Белоруссии погиб на месте.
Впоследствии конспирологи указывали на ряд странностей: почему так неожиданно сменили машину и водителя? Почему на месте почти моментально (меньше, чем через 5 минут) оказались сотрудники КГБ? Многие до сих пор уверены: это была спецоперация по устранению политического конкурента.