Если коротко, то из-за падения цен на минеральные удобрения федеральный бюджет получил от продажи их за рубеж лишь 6 миллиардов рублей вместо ожидавшихся 119 миллиардов. При действующем порядке пошлина (23,5%) взимается лишь с разницы между таможенной стоимостью удобрений и превышающей $450 за тонну. Теперь же вводится уравниловка: с 1 сентября облагаться 8% пошлиной будут вообще все удобрения независимо от их себестоимости. Таким образом бюджет рассчитывает до конца года добрать 87 миллиардов рублей, но что будет с производителями удобрений и, соответственно, их потребителями — сельскохозяйственными предприятиями и фермерами?
Больше всего, уверены эксперты, пострадают предприятия, которые производят комплексные удобрения, включающие фосфор. Производственный цикл здесь сложный, включающий целый ряд химических переделов, а добыча сырья ведется в самых сложных (в том числе и климатически сложных) условиях. Себестоимость продукции здесь колоссальна, соответственно и цена выше, а значит, и пошлина имеет больший вес.
— Затраты на производство простых и сложных удобрений разные. Это важный фактор при выработке фискального механизма. Например, производители, добывающие агрохимические руды за Полярным кругом, несут комплексные затраты на горно-подготовительные и горно-капитальные объекты, производственную и социальную инфраструктуру, — объясняет «Мурманскому вестнику» сенатор Татьяна Сахарова.
Деньги, которые зарабатывают эти предприятия, не складываются в карман, а по большей части идут на развитие производства: предприятия, работающие в северных регионах, должны постоянно вкладывать в производство крупные суммы, без существенных инвестиций добыча очень скоро станет невозможной. А уменьшение чистой прибыли влечет сокращение инвестпрограмм агрохимиков.
И, как подчеркивает губернатор Мурманской области Андрей Чибис, финансовая нагрузка на такие предприятия увеличивается непрерывно.
— Мурманская область обеспечивает сегодня всех российских производителей фосфорсодержащих минеральных удобрений высококачественным сырьем — апатитовым концентратом, производимым из руды, добываемой на территории области. Здесь расположены 3 таких предприятия: Кировский филиал АО «Апатит», Северо-Западная Фосфорная Компания, Ковдорский горно-обогатительный комбинат. Два из указанных предприятий добывают апатит-нефелиновую руду, налог на добычу которой за последние 3 года повышался уже дважды, причем суммарно ставка налога с учетом коэффициента ренты выросла в 7 раз, — приводит слова Чибиса «Российская газета».
Получается, что для тех, кто производит технологически простые виды продукции, новый механизм окажется даже выгодным, а вот производители сложных могут оказаться на грани разорения. Это вызовет сильный перекос на рынке и обязательно отразится на сельхозтоваропроизводителях. Положительная тенденция (по данным «Российской газеты», за последние 15 лет использование удобрений в России увеличилось в 3 с лишним раза) прекратится, а это уже вопрос продовольственной безопасности.
Есть и другой фактор. Многие предприятия, производящие минеральные удобрения, являются градообразующими, и, соответственно, несут огромную социальную нагрузку. Если им придется сокращать свои расходы и сокращать персонал, это вызовет всплеск напряженности.
Что же делать? Татьяна Сахарова считает, что «уравниловку» необходимо отменять, вводя новые правила сбора: в зависимости от сложности работ и объема вложений в производство.
— Один из возможных вариантов недопущения налогового перекоса — использование дифференцированного подхода. Тем более уже успешно апробирована и хорошо администрируется практика сбора дифференцированных экспортных пошлин на лесоматериалы, — говорит сенатор.