В 2023 году в зафиксировано более 20 случаев нападения на офисы банка, которые граждане совершили по указке мошенников. При этом, как отметил Станислав Кузнецов, нападавших задержали сразу или по «горячим следам», ущерб для банка был минимальным.
Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка:
«С этой схемой телефонного мошенничества мы начали сталкиваться в прошлом году. Преступление выглядит так. Злоумышленники от лица правоохранительных органов либо сотрудников служб безопасности банков сообщают человеку, что кто-то якобы оформил на его имя кредит или пытается вывести все деньги со счетов. После этого преступники выманивают у людей деньги, а затем обещают вернуть их, если жертва совершит диверсию в офисе банка: запустит фейерверк, подорвет петарду, нападет на сотрудника банка или подожжет офис. Деньги никто не возвращает, а жертва сама становится преступником. Еще один сценарий: жертву просят устроить „дымовую завесу“ в отделении банка под предлогом помощи полиции в задержании мошенников.
Злоумышленники, которые выманивают у жертвы деньги, а затем толкают ее на преступление в отношении банка, звонят из мошеннических колл-центров, действующих на территории Украины, или действуют под контролем украинских колл-центров. Сегодня на Украине орудует более тысячи мошеннических колл-центров, число «работников» которых составляет порядка 100 тыс. человек. В одной смене может работать 50–100 «сотрудников», за сутки один колл-центр совершает до 10 тыс. звонков. Стартовая «зарплата» оператора составляет $100–1000 в неделю, впоследствии при «карьерном росте» она может достигать $3–10 тыс».