Высокие технологии уже прочно вошли в нашу жизнь: нарушения правил дорожного движения фиксируют не только живые инспектора, но и «умные» камеры наблюдения; скрывающихся нарушителей закона выявляют из толпы системы распознавания лиц, нейросети обрабатывают тексты и пишут музыку, а электронная подпись под документами становится популярней, чем обычная чернильная. Приходит будущее и в коммунальную сферу.
Когда-то показания приборов учета снимали контролеры. Потом этим стали заниматься сами жители, но процедура оказалась запутанной и не очень надежной, между жильцами и поставщиками услуг стали возникать конфликты, иногда приводящие и тех, и других в суд… Теперь квартиру, подъезд или целый дом можно подключить к специальной системе, которая будет в онлайн-режиме снимать, передавать и обрабатывать данные.
— Владелец жилья может в любой момент со своего смартфона зайти в личный кабинет и посмотреть, сколько электричества, газа или воды он израсходовал за месяц, день или даже час, — говорит Виктория Калашникова, сотрудница «Ростелекома». — Может проанализировать данные, чтобы понять, как ему экономить дорогие ресурсы. Ну. А если никого нет дома, а счетчик водоснабжения вдруг начал «крутить» данные — становится понятно, что в квартире произошла авария, нужно срочно мчаться туда.
Коммунальщикам тоже удобно работать с такой системой: она позволяет эффективно бороться с хищениями и определять места протечек. Но главное — система абсолютно прозрачна, обе стороны видят, как формируются платежи за ресурсы, конфликтовать не из-за чего.
Иметь возможность в любой момент увидеть, что происходит в твоем дворе, на лестничной клетке, в кабине лифта — очень удобно. С помощью правильно настроенных камер наблюдения можно раскрывать преступления, выявлять вандалов, приглядывать за играющими во дворе детьми… и не только.
— В большинстве случаев люди используют видео для решения мелких конфликтов — как правило, когда одна машина задевает другую в процессе парковки, — объясняет Виктория. — Иногда это серьезные случаи: так, в новогоднюю ночь загорелась дорогая машина, и поджигателя удалось быстро найти именно по записям с камер. Наконец, бывают и случаи милые: маленькая девочка играла во дворе с любимой куклой и в какой-то момент потеряла ее. Где — сама не знает, и мама не заметила. Понятно, что для ребенка это большое горе, и для родителей тоже стресс. Мама пришла к нам в «Ростелеком», мы извлекли из облачного хранилища запись, и кукла была найдена.
Параметров настройки системы видеонаблюдения очень много: можно сделать и так, что запись в любой момент может быть доступна жильцам, имеющим право доступа, прямо на экране телефона.
Это — самый сложный и самый интересный инструмент. Возможностей для выстраивания безопасности бесконечно много.
Начнем со шлагбаума. Его можно оснастить «умной» камерой, которая считывает номер машин и впускает во двор только тех, кто внесен в базу данных — то есть парковаться на дефицитных местах смогут лишь жильцы и те, кому они разрешат это делать. Причем камера способна различить расцветку спецмашины — «скорой», полиции, пожарной — и обязательно откроет шлагбаум. Есть и возможность гостевого доступа — когда жилец со своего телефона вводит в систему номер машины тех людей, которых пригласил к себе, и система их впустит во двор.
Далее — домофон. Он может быть привычным, со связью через телефонную трубку. Может быть с видеокамерой — тогда человек увидит, кто к нему пришел, и выведет изображение на экран телефона или телевизора. И может быть «умным» — с системой распознавания лиц.
СКУД (система контроля и управления доступом) — набирающий популярность сервис. Каждую дверь в здании можно оснастить электрозамком, который открывается хоть магнитным ключом, хоть кодом, вводящимся с телефона, хоть камерой, распознающей лица. В итоге дверь открывается перед тем, кому системой разрешен доступ в помещение: допустим, сантехник получает доступ в подвал, кровельщик — на крышу, уборщица — в подъезд.
— Очень важно, что все системы контроля — и шлагбаум, и домофон, и СКУД — могут вести журнал посещений, — говорит Виктория. — Используя все компоненты комплексной программы, можно легко распутать возникший конфликт в самом начале: мы видим, кто прошел через дверь в это время, поднимаем видиозаписи, при необходимости находим косвенные подтверждения по данным счетчиков — и все становится понятным, спорить просто не о чем. Это опять-таки снижает напряженность между владельцами жилья и коммунальщиками, между самими соседями: все понимают, что любой инцидент будет зафиксирован, улизнуть от ответственности не удастся, и конфликтных ситуаций просто не возникает.