Схема мошенничества следующая: злоумышленники от лица правоохранительных органов либо сотрудников безопасности банка сообщают человеку, что в отношении него совершаются мошеннические действия (якобы оформлен кредит или кто-то пытается вывести деньги со счетов). Мошенники стараются выманить у жертвы деньги, а затем толкают ее на преступление в отношении банка. Например, под предлогом помощи полиции в задержании мошенников жертву просят устроить «дымовую завесу», подорвать петарду или совершить поджог в офисе банка. В случае, если злоумышленникам удается похитить денежные средства гражданина, они признаются в мошенничестве и предлагают вернуть похищенное в обмен на акт диверсии — запуск фейерверка в отделении или нападение на сотрудника банка. Конечно, денежные средства мошенники не возвращают, а жертва сама становится преступником.
Станислав Кузнецов, заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«В последние годы мы видим постоянную трансформацию телефонного мошенничества — если раньше мошенники ограничивались лишь похищением денежных средств жертвы, то теперь они заставляют их совершать преступные действия, в том числе в отношении финансовых учреждений страны. В результате такой „обработки“ злоумышленники фактически зомбируют наших граждан и склоняют к преступным действиям. Выполняя подобные задания, граждане совершают уголовно наказуемые деяния, которые могут быть квалифицированы по статье 205 УК РФ „Террористический акт“, предусматривающей суровое наказание.
Я призываю всех наших граждан быть бдительными и помнить, что от правоохранительных органов не могут исходить призывы к совершению противоправных действий, коими являются поджоги, взрывы фейерверков в отделениях и нападения на сотрудников. Не вступайте в разговор с мошенниками по телефону, не предоставляйте в ходе разговора свои данные, проверяйте информацию и будьте внимательны к поведению близких людей. Обязательно обращайтесь в отделы полиции, звоните на горячие линии поддержки кредитных организаций или родственникам, не стесняйтесь просить о помощи».