В январе–мае 2023 г. индекс, отражающий разнообразие категорий товаров, составил 112 пунктов, что выше аналогичных уровней 2022 и 2021 гг. Как отмечает СберИндекс, сейчас россияне тратят больше средств и более разнообразно, т. е. более равномерно распределяют потраченные рубли по большему числу категорий/торговых точек одновременно.
В неделю россияне в среднем покупают товары из 4-5 различных категорий и посещают около 8 различных магазинов. Наиболее разнообразные покупки делают люди 25-65 лет. А вот покупатели 65+ лет консервативны: они посещают около 5 торговых точек и покупают товары примерно из 3 категорий.
Статистика посещаемых магазинов варьируется по регионам: от 6-7 в Астраханской области до 9-10 в Камчатском крае. Сильнее всего за два года показатель вырос в Республике Тыва (с 6 до 8), Калининградской области и Санкт-Петербурге (с 7 до 9). В целом люди все больше предпочитают покупать на маркетплейсах: доля 20 крупнейших торговых точек на российском уровне выросла с 5% до 12%.
Количество посещаемых россиянами магазинов, их разнообразие и широта спектра покупаемых товаров — важнейшие метрики для оценки состояния домохозяйств и уверенности потребителей в завтрашнем дне.
Для более детального мониторинга спроса Сбериндекс построил два индекса потребительской активности: по категориям товаров и по торговым точкам. Индексы призваны дополнить собой индикатор уровня потребительских расходов.
Рост обоих показателей в 2023 году указывает на возросшую склонность россиян активизировать своё потребительское поведение и тратить большую сумму денег на большее число категорий товаров в большем числе торговых точек.