В настоящий момент 420 тысяч людей отбывают свои сроки в исправительных учреждениях по всей России. Однако сейчас различные ведомства устроили борьбу за привлечение в свои ряды осужденных преступников.
Так, в прошлом году десятки тысяч заключенных смогли выйти из тюрем благодаря вступлению в ряды ЧВК «Вагнер» и отправки в зону специальной военной операции.
Помимо этого, Министерство обороны также приняло участие в рекрутировании осужденных. В ведомстве добились того, что теперь заключенные попадают под мобилизацию, что раньше по закону было запрещено.
— По новым правилам, на фронт могут отправиться инфицированные ВИЧ и туберкулезом. В зоне СВО они отличаются от всех остальных только тем, что носят на запястье красные или желтые ленточки — или сразу обе. Зато нельзя забирать тех, кто сел из-за политики, по статьям о госизмене, угона самолета или педофилии, — рассказывают в издании «Новые известия».
Уже сейчас на фронте находится 150 женщин, которые ранее находились в тюрьмах. Однако теперь военные принимают не только осужденных, но и тех, кто находится в СИЗО и только ожидает решения суда.
В настоящее время наблюдается уникальная ситуация на рабочем рынке в России. Еще до событий в Украине 2022 года российский рынок труда вступил в новую фазу, когда безработица очень низкая, а уровень свободных вакансий — очень высокий.
По мнению экспертов, причины такой ситуации кроются не только в начале СВО. Истоки начинаются в 2020 году, когда во всем мире была объявлена пандемия коронавируса.
— Сейчас уровень вакансий превышает 6%. Это абсолютный исторический рекорд. Даже, если мы смотрим на уровень безработицы, сейчас уровень вакансий в два раза превышает уровень безработицы. А если мы смотрим на зарегистрированную безработицу и зарегистрированные вакансии, то там на одного зарегистрированного безработного приходится три зарегистрированных вакансии, — рассказывает доктор экономических наук Ростислав Капелюшников.
В управлении ФСИН по Самарской области заявили, что готовы оправить своих заключенных на заводы «Лада» в Тольятти, чтобы те занимались сборкой автомобилей.
Сейчас АвтоВАЗ находится в непростой ситуации. На производстве не хватает рук на 19 важных специальностях. При этом, к январю 2024 года заводу необходимо увеличить производство на 40%. Планируется, что половину вакансий, около трех тысяч рабочих рук, займут осужденные.
— Заставить человека работать невозможно. Только по желанию. И уверяю вас, там много людей, которые с большим удовольствием пойдут работать. Это глоток свежего воздуха, возможность приносить пользу. Плюс ко всему, те, кто имеет иски, получат возможность зарабатывать и оплачивать их. Многие хотят уйти по УДО. Эти все показатели — работает, оплачивает иск, нет нарушений — положительно сказываются на дальнейшем отбывании наказания, — считает юрист и правозащитник Валентин Богдан.
Однако уже были случаи, когда такая мера по привлечению заключенных на работу не смогла прижиться. Так, несколько лет назад Сбер трудоустроил в Красноярском крае 100 заключенных. Как оказалось, эти сто человек не стали опорой для банковского бизнеса и были отправлены обратно в колонии, а эксперимент признали неудачным.
В данный момент на предприятиях Ростеха работает не более 100 человек, отбывающих наказание.
По информации «Новых известий», начальство колоний не горит желанием отдавать своих заключенных. Самому ФСИНу деньги не нужны, ведь его бюджет входит в десятку крупнейших среди ведомств по всей стране. Была бы возможность — ФСИН мог бы купить АвтоВАЗ.
— Более могущественный и опасный для ФСИНа враг — Министерство обороны. Те просто придут, возьмут и глазом не моргнут. Да и все убийцы и грабители скорее пойдут на фронт, чем гайки на АвтоВАЗ крутить, — отмечают в издании.