Мы покажем вам несколько домов, которыми еще можно полюбоваться: поджигатели и экскаваторы строителей до них пока не добрались.
Кобозева, 32. Торговый дом Ф.Т. Кононова.
Здание построили ориентировочно в 1910 году. В материалах архитектора Станислава Смирнова говорится о том, что дом является объектом культурного наследия. Однако в актуальном перечне ОКН Оренбургской области числится таковым соседнее здание по адресу Кобозева, 30 – Торговый дом «А. Зарывнов с сыновьями».
Дом построен неизвестным архитектором в стиле модерн. Хотя он имеет и отличительные особенности эклектики: например, рисунок металлических решеток балконов, служащих козырьками над входами. На фотографиях это не бросается в глаза, но обе входные группы главного фасада оформлены в ризалитах – немного выступающих от основной конструкции частях здания. Декоративные стенки и ризалиты оформлены параллельными полосами, пересекающими кольца. Это своего рода стандарт модерна, вдохновлённый символикой Древнего Египта. Он относится к стилю Ар-нуво.
Изначально здание построили для купца третьей гильдии Фёдора Тимофеевича Кононова. Новый торговый дом стоял среди торговых рядов Старого оренбургского рынка. Тогда вокруг – лавки, торговые склады и магазины. В 1930-ые годы дом адаптировали под коммуналку для местных жителей. Но в «нулевых» предназначение здания снова изменили, и вместе с тем дом отреставрировали.
Из материалов архитектора Станислава Смирнова:
- Особняк по улице Кобозева, 32 был приобретён научно-производственным объединением «РОНА» под собственный офис в 2005 году. За прошедшее столетие хозяева менялись: что-то продавалось, переходило в другие руки, дробилось по наследникам-родственникам, которые, кстати, до сих пор живут и здравствуют в Оренбурге. РОНА – организация, которая занимается проектированием и реставрацией на объектах культурного наследия, здесь работают те, кто любят свой старый Оренбург. Кому как ни нам приводить в должный вид купленное для себя же. Тем более здание оказалось в очень хорошей сохранности, утраченных элементов нет, - комментирует Юрий Григорьев, директор «РОНА».
Яицкая, 69. Дом неизвестного купца.
По официальным данным, это городская усадьба постройки второй половины 19-го века в стиле эклектика. В 2008 году здание признано объектом культурного наследия, этот охранный статус имеет и по сей день. А вот кто решил построить себе здание с такой изысканной лепниной и в каком году – остаётся загадкой. Краевед-любитель Максим Ткаченко предполагает, что дом мог принадлежать семье неких Садовских или торговцу Аристарху Гавриловичу, который, как утверждается, был ещё и фальшивомонетчиком. Эти имена связывают напрямую только с домами №25 и №29 по этой же улице – они построены в похожем стиле. Так что теории насчет былой принадлежности 69-го дома остаются теориями.
Конечно, очень жаль, что не сохранилась история такого примечательного здания. Зато здесь есть, что анализировать: обратим внимание на изысканную лепнину. Например, подсолнухи овальной формы символизируют многодетность в семье – именно это, скорее всего, хотели продемонстрировать хозяева. А лавровые венки – знак признания своему делу, притягивание успеха в духе античности. Полные чаши над окнами – символ достатка хозяина дома во всех материалистических аспектах. Ну, и женщины над центральными окнами – это маскароны, отсылающие нас к культуре Древней Греции, где эти символы были призваны защитить от святые места от тёмных сил. Или, адаптируя под нашу культуру – «от сглаза».
К слову, по одному из символов можно определить вероисповедание хозяина дома. Среди лепнины можно заметить виноград, символизирующий изобилие и, как любая виноградная лоза, отсылающий к Иисусу Христу. Значит, здание заказывал христианин.
- Когда произошла революция 1917 года, не успевших сбежать купцов выселили из собственных домов. И оставили только прислугу. Они здесь и жили. Потомков первых хозяев может и не быть. Книги, документы могли сгореть при пожаре, поэтому о потомках ничего неизвестно. Также возможно, что дети и внуки скрывали свою принадлежность к купеческой фамилии. Так что дом просто переделали под коммуналку, он стал многоквартирным домом. Ведь жилого фонда у молодой Советской республики не хватало, - рассказывает историк Наталья Ермашова на одной из своих экскурсий.
Чичерина, 34 и Чичерина, 69. Бывшая гостиница и бывшая городская усадьба.
На не самой проходной улице Чичерина есть множество исторических зданий, на которых хочется заострить внимание. Поэтому мы не могли выделить менее двух.
Первый дом – по адресу Чичерина, 34. Принадлежал братьям Коробковым, разбогатевшим на зерне в начале 20-го века. Свой капитал они вкладывали, как и многие богатеи той эпохи, в недвижимость. Поэтому в 1911 году они построили на Чичерина гостиницу в стиле модерн, которая ныне служит оренбуржцам общежитием. Сохранилось здесь многое: интерьеры, кованные балконы, оконные переплёты, а также основная текстура фасада – кирпичная кладка и рифлёная штукатурка. Кстати, на торцах здания сохранились дореволюционные надписи – «НОМЕРА КОРОБКОВА».
Ещё одно примечательное здание – усадьба Сазонова по адресу Чичерина, 69. Изысканный дом в тиле эклектика является объектом культурного наследия и входит в «Аренду за рубль». Прежде чем найти своего нового временного хозяина по этой программе, двухэтажный особняк пережил много испытаний. Сперва его переделали в коммунальный дом, вскоре после октябрьской революции. Жильцы никак не ухаживали за зданием, поэтому оно ветшало. А испытание временем, как известно – одно из сложнейших для любой архитектуры. Также будущее усадьбы ставили под сомнение периодические пожары. Каждый из них мог стать последним, прежде чем его бы снесли. Но, к счастью, обошлось. Каждое возгорание оперативно тушили пожарные. Хотя и без потерь не обошлось: кованые ограждения балконов пропали.
Отдельно остановимся на «Аренде за рубль». 3 года назад здание взял в аренду местный предприниматель, планировавший разместить в нём офис для своих сотрудников и шоурум их продукции. Все еще занимается домом новый хозяин или нет – неизвестно. На наш телефонный звонок он не ответил. Вероятно, бизнесмен уже отказался от предложения отреставрировать дом в обмен на низкую арендную плату в течение ближайших 50 лет. Ещё в 2020 году он рассказал журналистам о том, что процесс может затянуться. Ведь тогда по экономике сильно ударила пандемия, и предприниматели скорректировали свои планы по инвестициям.