Уже не первый день жители региона обсуждают «добровольно-принудительную» регистрацию на разработанной по заказу Минпросвещения России платформе «Сферум».
Многие недоумевают: зачем детям нужна очередная виртуализация?
«Сферум» позиционируется Минпросвещением как часть цифровой образовательной среды, которая создается в соответствии с постановлением Правительства. Она «призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким, технологичным и удобным».
Платформа разработана предприятием Ростелекома и Мэйл.ру групп: для реализации проекта было создано ООО «Цифровое образование».
Как уверяют разработчики, «Сферум» — это защищенное пространство для учебы и общения между учениками, учителями и родителями.
— Эта система защищенная, поэтому никакие хакерские атаки и взломы этой системы невозможны. Все надежно защищено, так же как и видеонаблюдение на ЕГЭ, — ранее говорил ранее министр просвещения Сергей Кравцов.
Как можно давать такие гарантии, если даже самые серьезные государственные системы взламываются хакерами, вопрос риторический.
Подготовка к переходу в «Сферум» в Оренбуржье началась осенью прошлого года. Сегодня к системе подключено большинство школ региона.
Для каждой школы, использующей «Сферум», создается сообщество, участниками которого могут стать учителя, ученики и их родители. Внутри сообщества создаются подгруппы — классы, а в них уже — отдельные беседы. В чатах можно обмениваться текстовыми сообщениями, осуществлять видео- и аудиозвонки, проводить видеоконференции.
В администрации Оренбурга рассказали, что данный переход осуществляется всеми российскими образовательными организациями.
— Согласно внесенным изменениям в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 января 2023 года в образовательных организациях при реализации основных программ с применением дистанционных технологий, предусматривающих обработку персональных данных учащихся, должны использоваться только государственные информационные системы, — парировали в мэрии.
Многие убеждены, что регистрация детей на платформе «Сферум» — не лучшая затея. Во-первых, родителей смущает факт предоставления кому-то персональных данных ребенка. Во-вторых, школьники находятся в закрытой соцсети, контролировать которую трудно. Нет гарантии, что кто-нибудь из них не передаст ссылку на вход в свой класс постороннему человеку, который сможет написать любому ученику.
Мы изучили представленный на официальной странице платформы текст пользовательского соглашения, который находится в разделе «Условия».
Итак, разберем по полочкам.
Пункт № 6.6. гласит, что «руководитель сообщества образовательной организации несет полную ответственность за модерацию и блокировку контента, размещенного на странице подконтрольного ему сообщества организации».
Иными словами, не платформа, а учитель или директор будут отвечать за то, что будут там публиковать школьники? Интересно, такой мониторинг будет оплачиваться педагогам?
Судя по другому пункту соглашения (№ 9.3.1), размещать там можно ссылки на другие сайты, статьи, фотографии, иллюстрации и т.д. Не обернется ли это бесконтрольным обменом, в том числе запрещенного для детских глаз контента?
Дальше интереснее. В пункте №9.3.2 говорится о том, что третьи лица и их контент не проверяются компанией на соответствие тем или иным требованиям (достоверности, полноты, добросовестности и т. п.).
— Компания не несет ответственности за любую информацию, размещенную на сайтах третьих лиц, к которым Пользователь получает доступ через Систему или через Контент третьих лиц, включая в том числе любые мнения или утверждения, выраженные на сайтах третьих лиц или в их Контенте, — говорится в соглашении.
Стало быть, «моя хата с краю»?
По данным информационно-аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», в конце 2021 года общественное движение добровольцев «Столичное образование» обратилось в ФАС, попросив возбудить дело об ограничении конкуренции в отношении Министерства просвещения РФ.
Речь шла об определении в качестве информационно-коммуникационной образовательной платформы сервиса «Сферум», навязывающего пользователям дополнительные сервисы с использованием рекламы, с грубым игнорированием законодательства и превышением полномочий.
Но дело так и не было возбуждено. Арбитражный суд, согласно картотеке дел, также отказал в удовлетворении требований общественников.
Мы поговорили с учителем одной из школ Оренбургской области, который на условиях анонимности поделился своим мнением по поводу новой платформы.
— Мы, учителя, возмущены, потому что уже пробовали на дистанте работать с этой системой, все виснет. Все эти платформы, которые недоделанные и «сырые», на учебе отражаются. Все нервничают, ни о каком качественно проведенном уроке и речи быть не может. Уже телефоны зависают от избытка этих программ. Все принудительно, — поделилась с редакцией 56orb.ru учитель.
Женщина говорит, что педагогический состав уже устал от таких экспериментов. Вместо того, чтобы обучать детей, им приходиться тратить время на новые виртуальные «внедрения».
Выпускник 11 класса также отметил, что ребята негативно встретили новое виртуальное пространство. Правда, пока пользоваться платформой им толком не приходилось.
— Когда нам сказали, что классный чат в обычном мессенджере будет закрыт и нам надо зарегистрироваться в «Сферуме», было много недовольных. Но мы зарегистрировались. Только на регистрации все закончилось, «Сферум» мы не используем. Общение с учителями у нас так и осталось в привычном мессенджере: задания, сообщения о мероприятиях присылаются туда. А это просто для галочки, мы так поняли, — рассказал старшеклассник.
Тем временем, в соцсетях разгорелись уже настоящие баталии по поводу новой платформы.
— «Сферум» блокирует без объяснения всех неугодных комментаторов в своих сообществах, это уже говорит о чем-то. В садах уже тоже в «Сферум» начинают сгонять родителей, очень продуманно. Всем родителям отрубают связь с учителями в таком случае, — пишет Анастасия Жданова.
Еще несколько родителей подтвердили, что программа плохо работает.
— Если бы это работало нормально, а то день более-менее, два вообще невозможно зайти, какие-то обновления постоянно, до ума не довели, зато всех перейти заставили, — говорит Сергей Геранькин.
Избежать регистрации на платформе, как говорят оренбуржцы, нельзя. А все потому, что учителям и воспитателям запрещают отвечать на сообщения родителей в других мессенджерах.
— Родителей вообще спрашивали? Почему перед принятием таких важных решений не выносится полная информация (включая недостатки) на обсуждение родителями? Зачем нам переход в цифровое образование? Классическое чем плохо, — пишет Татьяна Поло.