Изначально главными обвиняемыми по этому уголовному делу были пилоты упавшего самолета. В ходе следствия было выявлено, что перед совершением полета пилоты отказались от обработки борта противообледенительной жидкостью. Впоследствии такое решение привело к обледенению некоторых частей самолета, из-за этого пилотам поступала неверная информация о скорости воздушного судна.
— Увидев на табло расходящиеся между собой и явно заниженные показания скорости, экипаж, пытаясь набрать ее, увеличил до взлетного режим работы двигателей и перевел машину в режим пикирования. Лобовой удар о поверхность летевшего со скоростью 720 км/ч самолета был такой силы, что на части разрушились даже его двигатели, обычно остающиеся относительно целыми после катастрофы, — рассказывают в издании «Коммерсантъ».
Из-за гибели пилотов в Следственном комитете уже были готовы прекратить расследование. Однако это бы указывало на то, что погибшие пилоты были целиком и полностью виновны в произошедшем.
Дальнейшее следствие показало, что разделить ответственность за авиакатастрофу должны и бывшие управленцы «Саратовских авиалиний». Под их руководством главный пилот систематически превышал временную норму нахождения за штурвалом самолета. Также руководителей обвиняют в недоученности своих пилотов. По мнению следствия, на тренажере с ними не отрабатывалась та чрезвычайная ситуация, которая привела к падению лайнера.
Психолого-психиатрическая экспертиза выявила у командира судна неспособность адекватно реагировать на стрессовую ситуацию. Руководители оставили это без внимания во время приема на работу.
— Психологи считают, что во время развития аварийной ситуации на борту в сознании командира Губанова сформировался «доминантный очаг возбуждения» в виде необходимости контроля скорости. При этом про все остальные параметры полета он забыл, — рассказывают в издании.
Следственный комитет считает, что трагедии можно было избежать, если бы управленцы авиакомпании выявили все эти проблемы еще на стадии подготовки и отбора пилотов.