Фото: 1MI. Что стоит за агрессивным поведением детей
В школах России всевозможные ЧП происходят с печальной регулярностью. Недавно сразу в нескольких городах старшеклассники стреляли из пневматических пистолетов в сверстников. С чем связано такое поведение школьников? В этом вопросе разбирались в издании «Новые известия».
Происшествия в нынешнем году
В Новосибирске старшеклассник пришел в школу и выстрелил в другого ученика из пневматического пистолета. Затем он объяснил, что сделал это «в шутку». Однако пострадавший получил ушибы мягких тканей.
Совсем недавно 16-летний подросток пришел в школу Санкт-Петербурга также с пневматическим пистолетом. После окончания первого урока школьник выстрелил из него в двух восьмиклассников. На перед начало занятий пострадавшими от его действий оказались двое семиклассников.
А в феврале на всю страну прогремела другая история. Тогда в Химках ученица лицея нанесла 126 ножевых ранений своей 11-летней подруге в школьном туалете.
Адвокаты считают, что в подобных ситуациях ответственность за произошедшее должна лежать именно на школе.
— Сейчас у школ нет рычагов влияния, контроля в сложных ситуациях. Чтобы не допустить повторения трагедии, нужны системные изменения на законодательном уровне, которые позволят изменить существующую сегодня схему взаимодействия между учениками, школами и родителями. Надо помогать выявлять и предупреждать агрессию на ранней стадии, когда еще не слишком поздно, — рассказывает адвокат Виктория Дергунова «Новым известиям».
Травля в школах
В основе большинства трагедий, которые за последние годы потрясли общественность, стоят непонятные для простого человека мотивы и ситуации. Взять хотя бы «казанского стрелка» Ильназа Галявиева. Парень учился на отлично и всегда сидел на первой парте.
Как считают эксперты, оценки вообще не являются показателем склонности ребенка к совершению ужасных поступков. О надвигающейся катастрофе может говорить изменившееся поведение ребенка.
— Скажем, ходит ребенок в школу, ему там все нравится, но вдруг он не хочет идти в школу и выглядит подавленным. Одиночество детей — самая большая проблема на сегодняшний день. Травля происходит от одиночества. Например, недавно я беседовал с девочкой, которая прекрасно училась. И кстати, те, кто ее травил, тоже все прекрасно учатся, — рассказывает доктор педагогических наук Евгений Ямбург.
Согласно исследованиям, каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе. Чаще всего дети жаловались на психологическую агрессию и физическую, которая проявлялась в побоях.
Став объектом травли в школе, ребенок в 63% случаях пойдет и расскажет об этом родителям, в 30% — друзьям, в 19% — учителю. И 15% подростков предпочтут не рассказывать об этом и держать все в себе.
Как видно из статистики, родители находятся на первом месте по доверию. Однако зачастую именно они и оценивают состояние своих детей с точки зрения школьных оценок.
—Что такое сегодняшние родители? Они заняты, работают на трех работах, и единственное, что их интересует, — это готовность ребенка к уроку и оценки. Они выступают исключительно в роли контролеров. А тем временем у многих детей — тяжелая форма эмоционального расстройства, — считает Евгений Ямбург.
Как решить проблему
По мнению доктора педагогических наук Евгения Ямбурга, стоит заключить своего рода договор между родителями и школой. Сообща они будут решать сложные ситуации с травлей и детской агрессией. Современный учитель должен не только знать свой предмет, но и уметь хорошо общаться с детьми, понимать их и разговаривать с ними, чтобы не допустить непоправимых последствий.