К чему приведет запрет на рекламу безрецептурных лекарств — мнение экспертов

К чему приведет запрет на рекламу безрецептурных лекарств — мнение экспертов

28 марта 2023, 17:31
Депутаты Госдумы РФ повторно внесли на рассмотрение законопроект, направленный на запрет теле- и радиорекламы безрецептурных лекарственных препаратов.

Авторы проекта закона уверены, что нужно оставить подобную рекламу только на специализированных каналах и в радиопрограммах, где участвуют медики и фармацевты.

Журналисты «Известий» совместно с экспертами решили выяснить, способствует ли подобное решение уменьшению неграмотного употребления лекарств или лишит людей базовых знаний о собственном здоровье.

Авторы законопроекта аргументируют свое предложение утверждением, что активная реклама безрецептурных лекарств провоцирует пациентов на самолечение. Это сильно волнует медиков.

По данным доктора медицинских наук, сопредседателя Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Антона Наумова, доля пациентов, занимающихся самолечением, может достигать 75 — 80%.

В то же время врачи не отрицают, что при определенных обстоятельствах пациент должен иметь возможность сам заботиться о себе. К примеру, если пациент страдает такими заболеваниями, как диабет или астма.

Наумов уверен, ответственное самолечение не связано с отказом от профессиональной медицинской помощи, это возможность приобрести базовое знание и навыки для самостоятельной заботы о своем здоровье и для уменьшения чрезмерной зависимости от системы здравоохранения.

Политика запретов в медицинской сфере неэффективна, считает депутат Государственной думы VI созыва Александр Тарнавский.

По его словам, в нашей стране особенно важно популяризировать основополагающие принципы ответственного самолечения с помощью повышения медицинской грамотности россиян. При этом безответственный подход к здоровью стоит менять на самоконтроль и информированный выбор. Парламентарий отметил, что дефицит информации о лекарствах чреват увеличением нагрузки на систему здравоохранения.

Разумным подходом к проблеме, считают специалисты, будет не применение запретов, а расширение числа инструментов взаимодействия с населением. Кроме того, разделение в законе о рекламе понятий «информирование» и «реклама» на примере безрецептурных лекарственных средств может повысить уровень общественного здравоохранения благодаря ответственному самолечению потребителей.

Правильно оценить и реализовать такие меры можно лишь в рамках продуктивного диалога между бизнесом и государством. Чем конструктивнее будет обсуждение, тем скорее все заинтересованные стороны найдут оптимальные решения.

Подпишитесь