На официальном сайте организации, расположенной в Гааге, сообщается, что он «Предположительно несет ответственность за военное преступление незаконной депортации населения (детей) и незаконного перемещения населения (детей) с оккупированных территорий Украины на территорию Российской Федерации... Преступления предположительно были совершены на оккупированной территории Украины как минимум с 24 февраля 2022 года».
Одновременно ордер был выписан и на имя Марии Львовой-Беловой, уполномоченного по правам ребенка при президенте России.
Он начал свою работу в 2002 году. На сайте суда указано, что это «Суд над людьми за геноцид, военные преступления, преступления против человечности и агрессию».
Свою работу МУС начал в 2002 году. К настоящему моменту легитимность решения суда признали, ратифицировав Римский статут, более 100 стран. При этом самые крупные и влиятельные государства мира так и не согласились с тем, что решения МУСа важнее позиции их национальных судов.
Так, США сначала подписали статут, но затем отозвали свою подпись. Китай его не подписывал. Россия подписала, но не ратифицировала статут, а позднее совсем вышла из состава МУС. Также обязательность исполнения его решений не признают Израиль, Индия, Иран и ряд других стран.
Первым в 2006 году был осужден гражданин Конго Томас Лубангу Дьило, который набирал в свою армию 15-летних подростков. Он отбыл 14-летний срок заключения.
Выписывался судом ордер на имя президента Судана Омара аль-Башира, этот процесс до сих пор не завершен.
Безусловно, самое громкое дело из всех (во всяком случае, до этого дня) – это дело ливийского лидера Муаммара Каддафи. Но на скамью подсудимых он так и не попал – был жестоко убит при задержании.
В целом, Международный уголовный суд не особенно эффективен: из 33 обвинений только 3 закончились обвинительными приговорами, причем один из них впоследствии был отменен. Большинство обвиняемых «скрываются от правосудия» - то есть попросту не являются в суд, а арестовать их по разным причинам не является возможным.
Представитель МИДа РФ Мария Захарова уже заявила, что никаких юридических последствий это решение, принятое в Гааге, для России иметь не может.
- Россия не является участником Римского статута Международного уголовного суда и обязательств по нему не несет, - объяснила Захарова.
Свои комментарии по поводу сложившейся ситуации дала и Мария Львова-Белова. Она считает, что ордер МУС говорит о признании международного сообщества ее работы по помощи детям.
- Здорово, что международное сообщество оценило работу по помощи детям нашей страны,— заявила она.