В целом вебкам – это бизнес-индустрия, которая построена на общении в видеочате модели и незнакомца, или, как его называют в профессиональной среде, «мембера». Предполагается, что они могут просто поболтать, но такое общение редко интересует мемберов, и в приватных, тет-а-тет, беседах они обычно хотят реализовать свои интимные фантазии — так сказать, удаленно, в онлайн-формате. За это мемберы готовы платить. По сути, такой бизнес подразумевает продажу тела через экран, что приносит доход не только модели, но и студии, в которой она трудоустроена.
Некоторые стриминговые сервисы, на которых функционировало большинство вебкам-агентств, ушли из России. Но бизнесу это нипочем – студии не только не закрываются, но и появляются новые. В Оренбурге в марте 2023 года журналисты 56orb.ru насчитали 6 таких студий. А вот в конце 2021 года тут было всего 2 такие компании.
В других областных центрах, регионы которых граничат с Оренбуржьем, ситуация тоже несколько изменилась:
Все, что известно о студиях в Оренбурге, – лишь названия, условия сотрудничества и… все. В некоторых случаях компании оставляли номер телефона для связи и ссылки на соцсети, куда им можно написать. Есть на сайтах и анкеты, через которые можно запросить обратный звонок. Но, по федзакону «О персональных данных», для таких элементов нужно обязательно иметь активную ссылку на индивидуальную политику конфиденциальности. В ней владелец сайта должен предоставить информацию о компании или свои личные данные. Из шести веб-ресурсов в Оренбурге такие данные есть только у одного, и то лишь ФИО человека, на которого не зарегистрировано ни одно предприятие в регионе (по данным Rusprofile). Больше никакой информации и нет: ни точного адреса, ни данных об организации. Такая скрытная политика может свидетельствовать о том, что деятельность ведется незаконно.
На своих страницах в интернете студии предлагают условия, на которые могут «клюнуть» потенциальные модели: и бесплатные фотосессии, и хороший заработок, и свободный график. Но как устроена эта работа на самом деле?
Корреспондент 56orb.ru нашел номер телефона одной из подобных организаций и связался с ее управляющим, якобы для устройства на работу. Добродушный парень открыто и развернуто стал отвечать на все интересующие вопросы «соискателя».
Один из главных моментов, который нас интересовал, – это форма трудоустройства и анонимность. На сайте сказано, что работать можно от 6 часов в день 3-5 дней в неделю, то есть график сотрудники выбирают сами, и еще остается два дня на выходные.
По словам администратора, записи в трудовой книжке не будет (что, в общем. вполне ожидаемо), как и отчислений налогов. Есть, конечно, возможность оформить самозанятость и самим сдавать отчетность о доходах, но этой формой трудовой деятельности пользуются немногие. Управляющий подчеркнул, что работать в студии можно без медкнижки: прохождения медосмотра требовать не станут, заверил он.
– У нас неофициальное трудоустройство. Анонимность с нашей стороны полная, мы не рассказываем, что вы у нас работаете, блокируем на сайтах Россию и страны СНГ. Работаем через VPN. А дальше уже с вашей стороны ответственность. Вам нужно будет закрыть, а лучше удалить соцсети, и тогда ваша приватность и анонимность останется не тронутой, – пишет собеседник.
Впрочем, «утечка данных» может произойти и не по вине работодателя: опубликовать данные модели могут и коллеги, если между ними произойдет конфликт, и конкуренты из других студий — тут, как говорится, на свой страх и риск. Но это, поспешил успокоить «работодатель», это чисто теоретическая опасность: подобных ситуаций в Оренбурге, говорит он, еще не было.
В части того, что в сервисах для видеостримов работники вебкама исключают Россию и страны СНГ, есть лазейка. «VPN» (виртуальная частная сеть, с помощью которой пользователи «сидят» в интернете через серверы других стран) гипотетически позволяет оренбуржцам увидеть своих соотечественниц за такой специфической работой. Кроме того, вебкам-бизнесмены не дают никаких гарантий безопасности: если поклонник захочет увидеться с моделью вживую и сам ее отыщет, никто не будет ему препятствовать. Во всяком случае, владельцы студии не собираются тратиться на охрану моделей.
– Кто ищет, тот всегда найдет. Никто от такого не застрахован, и никакая студия гарантий в этом дать не сможет, – пишет парень.
Из-за этого и просят работников никому о своей деятельности не распространяться и скрыть соцсети или вовсе их удалить, а также придумать псевдоним, уточнил он.
Специфика работы вебкам-модели обязывает выглядеть сотрудников опрятно: все-таки с людьми нужно общаться, которые за это платят. Других требований по внешности к девушкам не называют: у разных клиентов разные вкусы.
Кстати о вкусах... мы спросили, дадут ли девушке одежду и какие-то аксессуары для работы.
– К сожалению, пока нет. Девочки у нас со своим приходят, но в скором времени, думаю, будет, – отвечает собеседник.
Бизнес, так сказать, развивается.
Что касается денег. Эта студия, как и все остальные в Оренбурге, выплачивает моделям лишь проценты с тех сумм, что были переведены клиентами за общение: от 45% до 65%. Оплата зависит только от того, как поработаешь. Но на руки, говорят, получается много по оренбургским меркам: от 70 тысяч в месяц.
В конце беседы управляющий назначил собеседование. Но адреса студии «светить» благоразумно не стал: встреча должна была состояться в людном и довольно безопасном для обеих сторон месте — в кафе на ул. Советской.
На этом эксперимент был прекращен, а карты раскрыты. К тому, что свое время он потратил не на обработку потенциальной работницы, а на беседу с журналистом, администратор отнесся спокойно: бывает, мол.