Ночью 6 февраля на юге Турции произошли мощные землетрясения магнитудой до 7,8 баллов. Сегодня, 9 февраля, был зафиксирован новый толчок в восточной части страны. Даже на севере Турции ощущалась волна.
Бывшая жительница Оренбурга Ксения Теке живет в турецком городе Мерсин, который стоит на плато и считается самым безопасным в стране в плане сейсмической активности. От эпицентра последних событий город находится в 400 километрах, но волна землетрясения все равно дошла до местных жителей.
– Первые толчки мы ощутили очень хорошо. Когда случился первый 7-балльный в 4:17, люстра ходуном ходила. Второй сильный толчок был днем, в обед. С утра пришло сообщение, что созданы пункты помощи и раздачи горячего питания, безопасные места, открытые площади, – делится Ксения воспоминаниями о произошедшем.
После катаклизма в прибрежном порту Искандерун произошло затопление – поднялся уровень моря. Несмотря на то, что в Мерсине на набережной море вело себя спокойно, люди все равно боятся возможного цунами.
Обстановка в Мерсине сейчас напряженная: люди беспокоятся, а в мечетях по громкой связи читают погребальные молитвы — намазы. Ощущается крайне нервная обстановка, многие горожане не спят, потому что нет связи с близкими, которые находились в эпицентре. К тому же до сих пор временами трясет землю: Ксения сравнивает это с вибрирующим телефоном.
Серьезных разрушений в городе нет, но население встревоженно. Жители собирают гуманитарную помощь: не хватает подгузников, одеял, еды и воды. Но, судя по сообщениям в местных соцсетях, собранная помощь не всегда доходит до пострадавших, в том числе, из-за разрушенных дорог.
– Люди, которые спаслись, выкладывают просьбы о помощи в соцсетях. Они говорят, что им поставили палатки, в которых очень холодно. Еще они не ели больше суток, – отмечает оренбурженка.
Радует жительницу Мерсина, что связь и электроснабжение сейчас работают в штатном режиме, хотя пару дней назад были перебои, а в некоторых районах Турции отключали газ.
В 250 километрах от Мерсина находится город Газиантеп, который оказался сильно поврежден. Дорога к этому населенному пункту практически полностью разрушена. Ксения, как и местные жители, в замешательстве, каким способом туда доставляют помощь и добираются люди.
– Очень больно наблюдать за этими событиями. Один знакомый парень потерял сейчас всю семью под завалами. Многие дома рушились, как карточные домики. И их завалы еще не разобрали. С некоторыми людьми нет связи, – рассказывает женщина.
Ксения Теке рассказывает, что землетрясение предсказывали за три дня до него, но все равно люди не были готовы к этому и не знали, как себя вести в данной ситуации. Несмотря на то, что сейсмоактивность в Турции традиционно высокая, многие жители оставались в своих жилищах.
– На нашей улице не все вышли из домов. Из уроков ОБЖ мы знаем, что лестница в доме – самое опасное место. И нужно собрать вещи и выйти на улицу после первой волны, чтобы в домах не застать афтершоки. Многие турки или не знали об этом, или не успели выйти, или пренебрегли правилом, поэтому так много жертв. И как могло случиться, что дети оказываются под завалами, а родители их ищут? Не разбудили детей? – задается вопросом Ксения.
В Мерсине прошлым летом проводили учебную тревогу – отрабатывались сирены на случаи землетрясений, цунами, военных действий. Однако ни один громкоговоритель не сработал во время последних событий, а единственной «весточкой» накануне ЧС стало сообщение учителей из школ о том, что уроки отменяются. Причиной отмены занятий назвали сильные ливни, но погода была солнечная, и ничто не предвещало осадков, поэтому многие не отнеслись к предупреждению всерьез.
– Три последних дня здесь трясет. У каждого гражданина в телефоне есть программа, где можно смотреть сейсмическую активность в реальном времени. И теперь, когда начинает трясти снова, думаешь, что показалось. Но засекаешь время и смотришь в программу, и оказывается, что толчки не почудились. И, по прогнозам, эта тряска еще будет продолжаться, – делится женщина.
Несмотря на то, что информации никакой сразу после первых толчков не было, в Мерсине довольно быстро создали пункты безопасного пережидания. Но все же люди стали организовываться и сами себе помогать только потом, когда вышли новости в СМИ, уже через полдня после первых толчков.
Ксения живет в Турции с 2011 года. Она до недавнего времени работала удаленно логистом, сейчас воспитывает двух маленьких детей. Они ходят в местные школы, но сейчас учебные учреждения закрыты, уроки не проводят.
В Мерсине довольно много россиян, приехавших в теплую страну пожить или погостить. По словам Ксении, никто из ее знакомых и друзей пока не уехал на Родину или в другую страну. И, насколько она знает, большинство из них не собираются пока уезжать из гостеприимной, но опасной в настоящий момент страны.
Отметим: на данный момент число жертв землетрясения с эпицентром в провинции Кахраманмараш достигло 14 014, а травмы получили 63 794 человек, сообщает Интерфакс.