1 июня 2022 года на сайте госзакупок было опубликовано извещение о проведении торгов: минздрав Оренбургской области разыгрывает право возвести 7 врачебных амбулаторий и 2 фельдшерско-акушерских пункта в малых населенных пунктах области.
Согласно условиям техзадания, подрядчику необходимо было произвести изготовление и монтаж 9 строений.
Врачебную амбулаторию площадью 161 квадратный метр в:
Врачебную амбулаторию площадью 138 квадратных метров в селе Крючковка Беляевского района.
Врачебную амбулаторию площадью 99 квадратных метров в поселке Привольное Илекского района.
И 2 фельдшерско-акушерских пункта площадью 99 квадратных метров в:
Все здания должны быть установлены на свайных фундаментах, стены – из так называемых «сэндвич-панелей» (оцинкованный профлист, слой утеплителя, гидро-и шумоизоляция, снова профлист), окна пластиковые, трубы тоже, двухконтурный газовый котел… Кроме того, в документах указывается требование: «Возможность неоднократной разборки и сборки при передислокации модульной конструкции». То есть понадобилось перенести здание в другую точку – его быстренько разобрали, как детский конструктор, увезли – и снова собрали там, где надо.
Итак, уже 8 июня состоялись торги, на которые заявился единственный участник – ООО «Профметалл». Эта организация, зарегистрированная в Оренбурге, подрядилась выполнить работы за 71 миллион 530 тысяч рублей. 21 июня с ней был заключен контракт. Со стороны минздрава его подписал Станислав Кустовский, занимавший тогда должность первого заместителя министра (он уволился позднее, в конце ноября 2022-го).
И, по условиям этого контракта, все работы должны были быть выполнены «в течение 90 календарных дней с даты заключения Контракта». То есть уже в конце сентября прошлого года здания должны были быть готовыми! Однако что-то, видимо, пошло не так. На сайте госзакупок указано, что из 71 миллиона работы выполнены лишь на 47 миллионов!
В пресс-службе минздрава нам подтвердили, что треть зданий, которые должны были быть возведены почти полгода назад, все еще не сданы в эксплуатацию:
— На сегодняшний день поставлено 6 единиц из 9 оборудования. В связи с несвоевременным исполнением обязательств по контракту заказчиком направлена соответствующая претензия в адрес поставщика, — сообщает пресс-служба ведомства.
Однако Дмитрий Болдырев, координатор проекта ОНФ «Бюро расследований» в Оренбургской области, считает, что претензия – это очень мягко для такого вопиющего случая.
— Что мы имеем? Организация, которая взялась выполнять эти работы, пропустила срок, установленный контрактом. Не на день-два, тут на многие месяцы идет счет. Заказчик мог бы просто расторгнуть договор и внести исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков. Обычно так и делается. Но не в этом случае. Почему? Думаю, тут изначально минздравом была совершена ошибка: 9 объектов отыграли одним лотом. Это огромный объем, поставщик явно не мог с ним справиться, у него нет таких мощностей. Возможно, рассчитывал привлечь субподрядчиков, но не смог. Вот если бы каждая амбулатория, каждый ФАП проходили бы отдельной закупкой, как это делалось в предыдущие годы, нагрузка распределилась бы по нескольким подрядчикам, и ситуация была бы совсем другой, — говорит он.
И еще одна интересная деталь: почему-то в самом конце 2022 года, когда сроки были уже безнадежно сорваны, в минздраве решили провести интересную рокировку: вместо самого министерства статус заказчика по этому контракту получила… Сакмарская районная больница!
Вот как это нам обосновали в минздраве:
— В целях повышения мер ответственности медицинской организации, а также усиления контроля за всем производственным процессом, связанным с поставкой и монтажом ФАПов и ВА, минздравом области 26.12.2022 года заключено дополнительное соглашение о перемене заказчика.
Само решение, как и это объяснение, выглядит довольно странным: из 9 зданий, которые должен был возвести подрядчик, лишь 2 находятся на территории Сакмарского района. До того же поселка Маякское от Сакмары больше сотни километров дороги, а до Привольного – все 200, причем в обоих случаях Оренбург располагается куда как ближе и удобней.
Да и как сотрудники больницы должны «усиливать контроль»: неужели в штате медучреждения больше юристов, инженерно-технических специалистов, чем в минздраве? Дмитрий Болдырев эту ситуацию прокомментировал следующим образом:
— Речь здесь идет не от том, чтобы усилить ответственность за выполнение работ, а снять с сотрудников минздрава ответственность за их срыв. Конечно, главврач больницы не может полноценно контролировать то, что происходит в чужом районе, у него нет ни инструментов, ни специалистов для этого. Но важный проект, за которым следят из столицы, реализуется не так, как должен был бы, а признавать ошибок и отвечать за них никто не хочет. Поэтому и возникла такая ситуация.