Парламентарии отклонили законопроект о едином операторе цифровой рекламы в России

9 ноября 2022, 18:29
Парламентарии отклонили законопроект, предполагавший внесение изменений в закон "О рекламе". Документ не поддержали ранее ни в одной из четырех оппозиционных фракций. Негативные отзывы были направлены властями субъектов РФ, а также большинством ведомств и министерств.

Законопроект был внесен в электронную систему парламента 8 июля, и уже 15 июля его приняли в первом чтении. Между тем сделано это было с нарушениями: без предварительных обсуждений и обеспечения оценки регулирующего воздействия документа, пишет bel.ru.

Суть инициативы заключалась в том, что выбранному по произвольным критериям «единому оператору цифровых рекламных конструкций и объявлений» предоставляют самые разные преференции по отношению ко всем остальным представителям отрасли. Частной компании предлагали предоставить полномочия по разработке ПО, и его в обязательном порядке должны были использовать все операторы наружки.

Кроме того, у единого оператора рынка рекламы было бы право на заключение договоров, предусматривающих установку и последующую эксплуатацию конструкций на государственных и муниципальных территориях и транспорте.

Рекламные объекты принадлежали бы частной компании в течение 30 лет, причем без торгов и получения разрешений на их установку и эксплуатацию. Этот единый оператор не должен был бы соблюдать даже технические стандарты отрасли и правила дорожной безопасности, а также действующее в России законодательство, регламентирующее охрану культурного наследия государства.

Почти единственным обоснованием инициативы о создании единого оператора была необходимость обеспечить стране национальную безопасность. По факту законопроект угрожал сформировать на рынке рекламы искусственную монополию в ущерб всем его игрокам. Участники отрасли попали бы в прямую зависимость от частной компании, и их могли попросту быстро выдавить с рынка. Причина - в неравной конкуренции с монополией.

Лоббисты проиграли. Против нашумевшего законопроекта выступили бизнес-ассоциации "Опора", "Деловая Россия" и РСПП, а также Союз операторов наружной рекламы.

Регулирующее воздействие документа оценили экономисты РАНХиГС и МГУ. Широкий общественный резонанс вызвал доклад специалистов ООО «Минченко консалтинг», в котором детально обрисованы все перипетии лоббистского противостояния вокруг предложенных к принятию поправок. Авторы указали, кроме прочего, на их негативные вторичные эффекты, в том числе для инвестиций.

Против формирования на российском рекламном рынке монополии изначально выступили вице-спикер Владислав Даванков, представители оппозиционных фракций Геннадий Зюганов и Леонид Слуцкий, Алексей Нечаев и Сергей Миронов, главы и зампреды думских комитетов: Станислав Наумов, Валерий Гартунг Дмитрий Гусев, Мария Дробот, Сардана Авксентьева, Николай Арефьев, Владимир Плякин, Вячеслав Макаров, Антон Ткачев, Михаил Романов, Николай Будуев, Сергей Боярский и Денис Парфенов.

В защиту субъектов РФ, направивших свыше 60 негативных отзывов (среди них – Подмосковье, Москва и Санкт-Петербург), выступил руководитель профильного комитета Совфеда Андрей Кутепов. В конечном итоге законопроект был рекомендован к отклонению по предложению спикера Вячеслава Володина. Он еще летом пообещал, что в процессе принятия решения будут учтены интересы каждой из сторон. Партии «Единая Россия» успешно удалось выстроить конструктивный диалог с другими фракциями.

«Руководство Госдумы показало, что у парламента есть субъектность. Что фракция парламентского большинства, несмотря на свое доминирование, готова прислушиваться к разумным доводам со стороны оппозиции и участников рынка», - резюмировал руководитель ООО «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.

 

#Светлана Павлова
Подпишитесь