Сумма затрат на приведение оренбургской набережной в порядок составила 853 136 444 рублей – такие цифры назвали в администрации областного центра. Близится к концу шестой этап благоустройства, являющийся последним, поэтому можно подвести предварительные итоги: что получилось и стоило ли оно того?
Первая часть реконструкции оренбургской набережной – западный отрезок от пешеходного моста через реку Урал до автомобильного. На нём работы проходили в четыре этапа с 2017 по 2020 год.
- Мы изначально предупреждали администрацию о том, что выполнить работу заявленного качества невозможно за 4-5 месяцев, которые предполагались по контракту. Спуск открывали к зиме, раньше нормального для таких работ срок. Как будто ради каких-то политических целей. Хотя работы на объекте были не завершены. Насколько я знаю, не было специального покрытия, чтобы бетон не впитывал влагу, – рассказал нашей редакций координатор проекта «Бюро расследований ОНФ» Дмитрий Болдырев.
К претензиям присоединяется и автор телеграм-канала «Lysenok» Андрей Лысенко, по жалобам которого прокуратура реагировала на нарушения вокруг реконструкции спуска к Уралу. Он считает, что самая грубая ошибка городской администрации заключается в проведении реконструкции при отсутствии рабочего проекта.
Действительно, Арбитражный суд Оренбургской области ранее признавал наличие нарушений в реконструкции спуска к Уралу. Из-за чего они возникли? С этим вопросом мы обратились в администрацию города Оренбурга, где нам не смогли дать оперативный комментарий. Об ответе на наш официальный запрос расскажем в одном из следующих материалов.
Вернёмся к самой набережной. Изначально проект предполагал создание длинного променада, покрытого белой плиткой, а также двух велосипедных и одной беговой дорожки. Почти всё это на общественной территории появилось. Разве что не хватает второй велосипедной дорожки, хотя её обещали.
Кроме того, планировалось формирование четырёх зон досуга: детская, спортивная, развлекательная и зелёная. Первые две зоны действительно появились. Но насчёт развлечений и озеленения есть некоторые вопросы.
- Что касается зоны развлечений, в течение четырёх лет нам обещали, что будет оператор набережной, который наполнит её новой жизнью и займётся событийной программой. В итоге за четыре года на набережной не было организованно ни одного мероприятия, – прокомментировал нашей редакции автор телеграм-канала «Оренбург| архитектура и урбанистика» Виктор Богданов.
Урбаниста расстраивает появление торговых киосков, которые не соответствуют стилю набережной. Вопросы есть и к качеству малых архитектурных форм. По словам Богданова, в первый год было испорчено несколько детских объектов, треснула часть пергол. Из-за некачественного материала, покрытие велодорожки быстро пришло в негодность.
За подготовку проекта реконструкции западной части набережной отвечало конструкторское бюро «Стрелка». Также в проектировании активно участвовала компания «Архитек», принадлежащая Альберту Ибрагимову – мужу регионального министра архитектуры Натальи Ибрагимовой. Возможно, что они сейчас в разводе.
До начала своей карьеры в Доме Советов она работала исполнительным директором этой организации. В 2021 году «Архитек» и её владельца оштрафовали 4,2 миллиона рублей. Тогда компанию обвиняли в неисполнении некоторых обязательств по контракту. Прокурорская проверка выявила, что в связи с этим возникла угроза срыва реализации проекта.
- Известно, что много работ отдаётся компании «Архитек» напрямую через Союз промышленников и предпринимателей Оренбургской области. А затем в рамках благотворительности проекты передаются муниципалитетам бесплатно. Скорее здесь ставится вопрос об аффилированности: почему именно для этой организации создаются такие преимущественные условия? И почему зачастую конечный результат так сильно отличается от изначальных проектов «Архитек»? - задаётся вопросами Дмитрий Болдырев.
Что касается строительства, первый этап реконструкции выполняла организация «Крафт», принадлежавшая бывшему депутату-единороссу оренбургского горсовета Александру Попову. С 2007 года эта фирма выиграла 75 государственных контрактов на сумму 391 миллион рублей. В 35 делах арбитражного суда на 17 миллионов рублей выступала ответчиком. То есть опыт в судебных тяжбах у неё значительный.
А в 2018 году фирма могла обанкротиться из-за долгов на сумму свыше 2,5 миллионов рублей, но в итоге продолжила своё существование. Правда, после проведения первого этапа организация реконструкцией набережной больше не занималась. Хотя и пыталась выиграть следующий контракт. Остальные три этапа реконструкции западной части набережной поручили компании «Строймац», которая с 2014 года выиграла 157 госконтрактов.
Практически каждый сезон подрядчики не успевали завершить все работы в срок. В связи с этим возникали вопросы у надзорных органов. Также прокуратура вносила представление за состояние малых архитектурных форм на набережной. С вопросами о причинах срыва сроков сдачи этапов и о наличии должного контроля за работой подрядчиков мы также обратились в мэрию Оренбурга и региональное Министерство архитектуры. Ответ пока не получили. О реакции властей расскажем позднее.
- Каждый раз, когда начиналась реконструкция, выявлялись непредусмотренные проектно-сметной документацией работы, - комментирует общественный деятель Дмитрий Болдырев.
Первый этап благоустройства второго отрезка оренбургской набережной стартовал ещё осенью 2020 года. Хотя реализацию проекта рассчитывали на 2021 и 2022 годы. Согласно нему, верхняя зона для променада должна быть выложена плиткой, но не той же самой, что и на западной части. Также проект предполагает создание спусков к реке, частично покрытых декингом, а также спортивной зоны, велодорожек, детской игровой площадки и многого другого.
Подходит к концу 2022 год, в который планировалось завершить все работы на восточной части набережной, а реализация второго этапа всё ещё продолжается. Судя по текущему состоянию участка, до приёмки работ администрацией ещё далеко.
- Восточная часть сделана и по качеству, и по использованным материалам явно хуже в сравнении с западной. Также не проведены мероприятия по очищению берега. В итоге при уменьшении уровня воды в Урале осенью стали видны части строительного мусора, который подрядчик, видимо, не убрал, - комментирует Виктор Богданов.
Причём древесина, из которой сделаны скамьи в амфитеатрах, оказалась испорчена в нескольких местах уже через 4 месяца после укладки летом. И это, как считает урбанист, не единственная ошибка подрядчика при выборе и использовании материала:
- Несколько раз «плыла» тротуарная плитка, которую оперативно перекладывали рабочие. При этом качество архитектурного проекта достаточно высокое, но проблемы, как всегда, появились с реализацией и качеством использованного материала.
Первым этапом вновь занималась организация «Строймац». В 2021 году у компании были и срывы сроков сдачи работ, и загрязнение реки Урал из-за падения в неё тяжёлой техники, и блокировка банковских счетов. Вероятно, именно из-за ряда неудач в «Строймац» решили не заявляться на следующий конкурс.
На втором этапе контракт подписали с «СУ-56». Договор с новым подрядчиком заключили по упрощённой схеме напрямую, потому что на тендер никто не заявился даже после повышения стоимости контракта с 122 до 261,7 млн рублей.
Стоит ли новая набережная тех денег, которые были потрачены? С одной стороны, оренбуржцы получили два километра благоустроенной прибрежной территории под любые потребности. С другой, это стоило более 850 миллионов рублей, а весь процесс затянулся более чем на пять лет.
- Стоит учитывать сразу несколько финансовых кризисов, из-за которых стоимость строительных материалов и работ многократно увеличивалась. Так как это первый такой масштабный многолетний проект на территории области, явно были недоработки при реализации. Но в целом проект состоялся. Учитывая, что из себя представлял этот участок 5 лет назад, действительно проведена масштабная работа, - резюмирует урбанист Виктор Богданов.
- Насчёт качества исполнения проекта мы всё видели. Рассыпающиеся МАФы, погибающие деревья, стекающие склоны, лопающийся и потеющий гранит спуска к Уралу, вздувающееся резиновое покрытие, трещины на подпорной стене, провалы плитки, пластиковые ливнёвки, ржавая бочка... Складывается ощущение, что заходишь в дешёвый турецкий бутик: «Дорого-бахато», а по сути – окись титана вместо золота, - так оценивает реконструкцию оренбургской набережной телеграм-блогер Андрей Лысенко.
Остаётся спорным как минимум один вопрос: пять лет – это много, мало или достаточно? За разъяснением этого аспекта мы обратились к директору Института региональных исследований и городского планирования факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Ирине Ильиной:
- Проведение работ по благоустройству территорий затягивается более, чем на два года, в очень редких случаях. Например, из-за особой сложности объекта. Или из-за организационно-технических проблем, таких как невыполнение заказа, срыв срока или нехватка средств на реализацию проекта <…> Набережные благоустраивают в течение одного года.
Эксперт также отметила, что рост стоимости работ по благоустройству – это повсеместный тренд. Поэтому, возможно, многомиллионным тратам в Оренбурге удивляться не стоит.
Остаётся открытым как минимум один вопрос – станет ли шестой этап реконструкции набережной действительно последним? Ведь есть территория, где ещё можно развернуться строителям. Наша редакция отправила соответствующий запрос в региональное министерство архитектуры. Там комментировать нынешнее состояние и судьбу набережной отказались, сославшись на то, что эти вопросы находятся в компетенции администрации областного центра.