Posted 13 сентября 2022, 10:17
Published 13 сентября 2022, 10:17
Modified 17 октября 2022, 17:34
Updated 17 октября 2022, 17:34
В новостях ежедневно появляются сообщения об обманутых мошенниками жителях Оренбуржья. Особенно часто жертвами злоумышленников становятся пожилые люди. Мошенники играют на эмоциях, пользуются доверчивостью, растерянностью и пробелами в финансовой грамотности своих потенциальных жертв. К счастью, не всегда все идет по планам аферистов.
Показательный случай произошёл недавно в микрорайоне Новый город в Орске. Поздно вечером пожилому орчанину позвонил неизвестный. Представившись работником полиции, он сообщил, что некто пытается получить доступ к счетам пенсионера, и якобы для защиты денег нужно срочно перевести их на «безопасный счет». 75-летний мужчина, не имея возможности произвести операции онлайн, поспешил в салон сотовой связи МТС, где обратился к сотруднику салона с просьбой помочь ему с переводом более 180 тысяч рублей.
«Мужчина был очень взволнован, его просили срочно перевести все сбережения на неизвестную карту. При этом он не знал никаких данных человека, на чей счет собирался переводить свои деньги. У него был только листок бумаги с записанным номером карты. Мужчину напугали, что при обращении в полицию у него заберут все деньги. Я понял, что это мошенники», — рассказал Данил Логунов, сотрудник салона МТС.
Молодой человек не сразу смог убедить пенсионера, что тот разговаривал по телефону с мошенниками. По словам Данилы, ему пришлось догонять мужчину. Сотрудник МТС уговорил орчанина не делать никаких переводов и сообщил о случившемся в полицию. Аферисты пугались запугать пенсионера — продолжали звонить и убеждали перевести деньги даже тогда, когда трубку взяли представители правоохранительных органов. К счастью, преступление удалось предотвратить. Сотрудники полиции сейчас устанавливают личность звонившего.
Как распознать мошенника
Мошенники часто звонят или отправляют сообщения ночью или ранним утром, когда люди не успевают прийти в себя. Злоумышленников выдает стиль общения: они постоянно торопят, не дают сосредоточиться и подумать, накаляют обстановку, требуя от жертв быстро принять решение. Они стараются сыграть на страхах, доверчивости, невнимательности или даже жадности потенциальных жертв.
Самые распространенные схемы:
Мошенники сообщают об аресте счёта, взломе карты или взятом на имя жертвы кредите и убеждают людей перевести все средства на «безопасный» счет. В состоянии паники люди сообщают аферистам секретные данные карт или сами переводят сбережения на чужие счета.
Одним из самых распространенных обманов по-прежнему остается сценарий «близкие в беде, нужны деньги». Злоумышленники пишут смс, отправляют сообщения в мессенджерах или соцсетях, даже имитируют голоса знакомых жертвы через специальные программы.
Новость о выигрыше сопровождается требованием мошенников перевести деньги на доставку подарка, или сообщить данные карты, чтобы сделать «перевод». Часто мошенники представляются сотрудниками государственных или медицинских служб. Жертвам сообщают о назначении компенсаций или социальных выплат и просят сообщить данные платежных карт.
На этот крючок мошенники чаще всего ловят пользователей сайтов знакомств. Потенциальной жертве пишет привлекательный человек, начинается общение, накануне встречи мошенник просит денег. Чем больше жертва эмоционально включается в общение, тем больше шансов ее обмануть.
Одна из самых циничных форм обмана — псевдосборы средств на лечение детей, помощь беженцам, пенсионерам, животным. Мошенники ловко задействуют информационный контекст и нашу эмоциональность, часто сопровождая сборы душераздирающими текстами и фотографиями.
Как не стать жертвой мошенников?