«Открытие Авто»: продавцы трехлетних автомобилей не спешат снижать цены

18 июля 2022, 13:47
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные трехлетние автомобили во втором квартале 2022 года.

Несмотря на последовательную коррекцию цен на вторичном рынке, которую мы наблюдали после мартовского скачка в конце апреля-мае-июне, во втором квартале не нашлось ни одной модели, которая бы стала стоить дешевле относительно первого квартала текущего года (источник данных - Russian Automotive Market Research).

Рост ценников за второй квартал по наиболее ликвидным «трехлеткам» составил 8-22%, а с начала года машины в данном сегменте подорожали на 35-67%. Наименьшими «аппетитами» в апреле-июне отличались продавцы машин с пробегом корейских марок, а больше других пытались заработать те, кто владели исчезающими с отечественного рынка «японцами» и премиальными немецкими машинами.

По планам авторитейлеров, озвученным до февральских событий, доля продаж подержанных автомобилей через официальных дилеров могла возрасти до 30% лишь к концу 2023 года, а в выручке это направление редко у кого занимало к тому моменту 30-35%. Однако уже весной многим игрокам рынка стало понятно, что машины с пробегом становятся основным источником дохода. Этот факт существенно увеличил конкуренцию на рынке подержанных автомобилей в последние полгода. Теоретически это могло бы привести к снижению цен выкупленных автомобилей. Однако этот принцип сработал не везде.

В апреле во многих сегментах подержанных машин цены продолжали расти на волне мартовского ажиотажа. А в мае-июне, когда уже было понятно, что обороты «пробежного» рынка заметно падают, цены преимущественно снижались в сегменте автомобилей 5-7 лет и старше, тогда как по трехлетним авто тенденция была иной. Многие дилеры предпочитали увеличивать средние сроки оборачиваемости подобных ликвидных машин с пробегом с прежних 30-40 дней до двух-трех месяцев, но продолжать держать высокие цены. В свою очередь, перекупщики, получившие автомобили на волне высоких цен, вообще уходили из этого бизнеса или предпочитали также сохранять деньги в «железе» до стабилизации ситуации. И, наконец, сами владельцы машин, не успевшие продать их на волне высоких цен марта-апреля, в мае-июне продолжали ждать «лучшей погоды» на рынке.

Так или иначе, в самом ликвидном сегменте подержанных автомобилей до трех лет во втором квартале не произошло снижения цен. Более того, средние цены за апрель-июнь продолжали рост. Больше других (22%) прибавил BMW X5 – до 11,3 миллиона рублей. Баварская «трешка» подорожала немногим меньше – на 19,5%, до 5,2 миллиона рублей. Между ними на пьедестале расположилась Toyota RAV-4 (4,1 миллиона, +21,5%).

В десятку моделей, которые дорожали сильнее других, попали в основном «японцы» и «немцы». Среди них - Mazda СХ-5 (+17,6%), два Nissan – Qashqai (+16,6%) и X-Trail (+13,9) Toyota Camry (+14,9%) и BMW 5 (+13,2%). На удивление отстает от соотечественницы лишь Mercedes-Benz E (+10,7%). А замкнул топ-10 самый популярный корейский кроссовер Hyundai Creta (+13%).

Из российских моделей в список попала только Lada Vesta (1,25 миллиона, +12,8%). В возрасте до трех лет ее стараются продавать всего на 100-120 тысяч дешевле, чем просят за новую. Ее конкуренты по классу – Skoda Rapid (+10,6%), Kia Rio (+9,5%) и Hyundai Solaris (+8,2%) - всё еще отпугивают на вторичном рынке ценниками, которые выше, чем РРЦ на новые машины тех же моделей. И наконец, в топ-20 нашли себя также Kia Sportage и Sorento, Renault Kaptur, Volkswagen Tiguan и Hyundai Tucson. Они оказались дороже на 9-13% по сравнению с первым кварталом 2022 года.

В конце июня - начале июля на рынке можно наблюдать, что застоявшиеся на складах дорогие, в основном премиальные, автомобили все же начинали продавать на 10-15% дешевле. Но эти процессы кратковременны и скорее напоминали распродажу ради высвобождения оборотных средств, чем устойчивую тенденцию.

В целом на сегодняшнем рынке автомобилей с пробегом экземпляры до трех лет будут становиться все большей редкостью, за ними с самым большим рвением будут охотиться и дилеры, и перекупщики. При относительно стабильном курсе рубля сколько-нибудь значимого снижения цен, кроме носящего случайный характер, в этом сегменте не будет.

Динамика средних цен популярных 3-летних а/м за II кв. относительно I кв. 2022 года

Марка и модель

Средняя цена IV квартал 2021 г.

Средняя цена I квартал 2022 г.

Средняя цена II квартал 2022 г.

Динамика

II квартал 2022

/ I квартал 2022

Динамика

II квартал 2022

/ IV квартал 2021

1

BMW X5

7 701 179

9 231 938

11 298 095

22,4%

46,7%

2

TOYOTA RAV4

2 449 359

3 363 087

4 085 258

21,5%

66,8%

3

BMW 3-SERIES

3 627 228

4 366 286

5 217 393

19,5%

43,8%

4

MAZDA CX-5

2 390 879

3 003 157

3 531 839

17,6%

47,7%

5

NISSAN QASHQAI

1 933 037

2 255 307

2 630 687

16,6%

36,1%

6

TOYOTA CAMRY

2 374 641

3 309 728

3 803 064

14,9%

60,2%

7

NISSAN X-TRAIL

2 239 177

2 659 059

3 029 217

13,9%

35,3%

8

BMW 5-SERIES

4 619 264

5 889 963

6 664 246

13,2%

44,3%

9

HYUNDAI CRETA

1 406 000

1 847 087

2 087 221

13,0%

48,5%

10

LADA VESTA

940 524

1 106 987

1 248 651

12,8%

32,8%

11

KIA SPORTAGE

1 915 764

2 618 449

2 952 758

12,8%

54,1%

12

SKODA OCTAVIA

1 707 952

2 478 900

2 762 402

11,4%

61,7%

13

RENAULT KAPTUR

1 379 479

1 748 479

1 942 957

11,1%

40,8%

14

MERCEDES-BENZ E-CLASS

4 452 778

5 568 581

6 164 376

10,7%

38,4%

15

SKODA RAPID

1 038 783

1 498 893

1 657 222

10,6%

59,5%

16

VOLKSWAGEN TIGUAN

2 479 230

3 309 894

3 623 732

9,5%

46,2%

17

KIA RIO

1 082 647

1 509 468

1 652 150

9,5%

52,6%

18

KIA SORENTO

2 866 457

4 080 684

4 453 624

9,1%

55,4%

19

HYUNDAI TUCSON

2 210 479

3 049 446

3 313 811

8,7%

49,9%

20

HYUNDAI SOLARIS

1 000 955

1 437 779

1 555 990

8,2%

55,5%

Источник данных: НАПИ/Russian Automotive Market Research

#Новости #Общество
Подпишитесь