Posted 18 июля 2022, 08:47
Published 18 июля 2022, 08:47
Modified 17 октября 2022, 17:34
Updated 17 октября 2022, 17:34
Несмотря на последовательную коррекцию цен на вторичном рынке, которую мы наблюдали после мартовского скачка в конце апреля-мае-июне, во втором квартале не нашлось ни одной модели, которая бы стала стоить дешевле относительно первого квартала текущего года (источник данных - Russian Automotive Market Research).
Рост ценников за второй квартал по наиболее ликвидным «трехлеткам» составил 8-22%, а с начала года машины в данном сегменте подорожали на 35-67%. Наименьшими «аппетитами» в апреле-июне отличались продавцы машин с пробегом корейских марок, а больше других пытались заработать те, кто владели исчезающими с отечественного рынка «японцами» и премиальными немецкими машинами.
По планам авторитейлеров, озвученным до февральских событий, доля продаж подержанных автомобилей через официальных дилеров могла возрасти до 30% лишь к концу 2023 года, а в выручке это направление редко у кого занимало к тому моменту 30-35%. Однако уже весной многим игрокам рынка стало понятно, что машины с пробегом становятся основным источником дохода. Этот факт существенно увеличил конкуренцию на рынке подержанных автомобилей в последние полгода. Теоретически это могло бы привести к снижению цен выкупленных автомобилей. Однако этот принцип сработал не везде.
В апреле во многих сегментах подержанных машин цены продолжали расти на волне мартовского ажиотажа. А в мае-июне, когда уже было понятно, что обороты «пробежного» рынка заметно падают, цены преимущественно снижались в сегменте автомобилей 5-7 лет и старше, тогда как по трехлетним авто тенденция была иной. Многие дилеры предпочитали увеличивать средние сроки оборачиваемости подобных ликвидных машин с пробегом с прежних 30-40 дней до двух-трех месяцев, но продолжать держать высокие цены. В свою очередь, перекупщики, получившие автомобили на волне высоких цен, вообще уходили из этого бизнеса или предпочитали также сохранять деньги в «железе» до стабилизации ситуации. И, наконец, сами владельцы машин, не успевшие продать их на волне высоких цен марта-апреля, в мае-июне продолжали ждать «лучшей погоды» на рынке.
Так или иначе, в самом ликвидном сегменте подержанных автомобилей до трех лет во втором квартале не произошло снижения цен. Более того, средние цены за апрель-июнь продолжали рост. Больше других (22%) прибавил BMW X5 – до 11,3 миллиона рублей. Баварская «трешка» подорожала немногим меньше – на 19,5%, до 5,2 миллиона рублей. Между ними на пьедестале расположилась Toyota RAV-4 (4,1 миллиона, +21,5%).
В десятку моделей, которые дорожали сильнее других, попали в основном «японцы» и «немцы». Среди них - Mazda СХ-5 (+17,6%), два Nissan – Qashqai (+16,6%) и X-Trail (+13,9) Toyota Camry (+14,9%) и BMW 5 (+13,2%). На удивление отстает от соотечественницы лишь Mercedes-Benz E (+10,7%). А замкнул топ-10 самый популярный корейский кроссовер Hyundai Creta (+13%).
Из российских моделей в список попала только Lada Vesta (1,25 миллиона, +12,8%). В возрасте до трех лет ее стараются продавать всего на 100-120 тысяч дешевле, чем просят за новую. Ее конкуренты по классу – Skoda Rapid (+10,6%), Kia Rio (+9,5%) и Hyundai Solaris (+8,2%) - всё еще отпугивают на вторичном рынке ценниками, которые выше, чем РРЦ на новые машины тех же моделей. И наконец, в топ-20 нашли себя также Kia Sportage и Sorento, Renault Kaptur, Volkswagen Tiguan и Hyundai Tucson. Они оказались дороже на 9-13% по сравнению с первым кварталом 2022 года.
В конце июня - начале июля на рынке можно наблюдать, что застоявшиеся на складах дорогие, в основном премиальные, автомобили все же начинали продавать на 10-15% дешевле. Но эти процессы кратковременны и скорее напоминали распродажу ради высвобождения оборотных средств, чем устойчивую тенденцию.
В целом на сегодняшнем рынке автомобилей с пробегом экземпляры до трех лет будут становиться все большей редкостью, за ними с самым большим рвением будут охотиться и дилеры, и перекупщики. При относительно стабильном курсе рубля сколько-нибудь значимого снижения цен, кроме носящего случайный характер, в этом сегменте не будет.
Динамика средних цен популярных 3-летних а/м за II кв. относительно I кв. 2022 года
№ | Марка и модель | Средняя цена IV квартал 2021 г. | Средняя цена I квартал 2022 г. | Средняя цена II квартал 2022 г. | Динамика II квартал 2022 / I квартал 2022 | Динамика II квартал 2022 / IV квартал 2021 |
1 | BMW X5 | 7 701 179 | 9 231 938 | 11 298 095 | 22,4% | 46,7% |
2 | TOYOTA RAV4 | 2 449 359 | 3 363 087 | 4 085 258 | 21,5% | 66,8% |
3 | BMW 3-SERIES | 3 627 228 | 4 366 286 | 5 217 393 | 19,5% | 43,8% |
4 | MAZDA CX-5 | 2 390 879 | 3 003 157 | 3 531 839 | 17,6% | 47,7% |
5 | NISSAN QASHQAI | 1 933 037 | 2 255 307 | 2 630 687 | 16,6% | 36,1% |
6 | TOYOTA CAMRY | 2 374 641 | 3 309 728 | 3 803 064 | 14,9% | 60,2% |
7 | NISSAN X-TRAIL | 2 239 177 | 2 659 059 | 3 029 217 | 13,9% | 35,3% |
8 | BMW 5-SERIES | 4 619 264 | 5 889 963 | 6 664 246 | 13,2% | 44,3% |
9 | HYUNDAI CRETA | 1 406 000 | 1 847 087 | 2 087 221 | 13,0% | 48,5% |
10 | LADA VESTA | 940 524 | 1 106 987 | 1 248 651 | 12,8% | 32,8% |
11 | KIA SPORTAGE | 1 915 764 | 2 618 449 | 2 952 758 | 12,8% | 54,1% |
12 | SKODA OCTAVIA | 1 707 952 | 2 478 900 | 2 762 402 | 11,4% | 61,7% |
13 | RENAULT KAPTUR | 1 379 479 | 1 748 479 | 1 942 957 | 11,1% | 40,8% |
14 | MERCEDES-BENZ E-CLASS | 4 452 778 | 5 568 581 | 6 164 376 | 10,7% | 38,4% |
15 | SKODA RAPID | 1 038 783 | 1 498 893 | 1 657 222 | 10,6% | 59,5% |
16 | VOLKSWAGEN TIGUAN | 2 479 230 | 3 309 894 | 3 623 732 | 9,5% | 46,2% |
17 | KIA RIO | 1 082 647 | 1 509 468 | 1 652 150 | 9,5% | 52,6% |
18 | KIA SORENTO | 2 866 457 | 4 080 684 | 4 453 624 | 9,1% | 55,4% |
19 | HYUNDAI TUCSON | 2 210 479 | 3 049 446 | 3 313 811 | 8,7% | 49,9% |
20 | HYUNDAI SOLARIS | 1 000 955 | 1 437 779 | 1 555 990 | 8,2% | 55,5% |
Источник данных: НАПИ/Russian Automotive Market Research