Posted 11 июля 2022, 12:44
Published 11 июля 2022, 12:44
Modified 17 октября 2022, 17:56
Updated 17 октября 2022, 17:56
Значительного роста, как и падения, не наблюдается. По данным Russian Automotive Market Research, из «двадцатки» наиболее востребованных на сегодня на нашем рынке автомобилей в течение июня ни один не подорожал. Но и какого-либо заметного снижения в прайсах пока не наблюдается: успели подешеветь Lada Granta и Skoda Rapid. Авторитейлу приходится жить с ценами, которые по сравнению с январем текущего года выросли в среднем от 20 до 60%.
В июне из топ-20 наиболее востребованных на рынке автомобилей ни один не стал «огорчать» покупателей повышением цены. При этом наименее подорожавшим за полгода автомобилем оказался Skoda Rapid. В январе за него просили в среднем 1,23 миллиона рублей, в июне – 1,28 миллиона. Причем еще весной за Rapid дилеры хотели в среднем 1,5 миллиона, но за первый месяц лета эта машина подешевела почти на 14%. Дело, впрочем, отнюдь не в приступе внезапной щедрости продавцов: новых поставок по Skoda нет уже несколько месяцев, машин осталось немного. Но самое главное – до сих пор непонятно, продолжит ли дистрибьютор в России бизнес, будут ли обеспечены дальше полноценная гарантия и поставки запасных частей. На фоне таких опасений даже имеющиеся машины клиенты стали покупать хуже.
Возможно, такие же процессы мы вскоре увидим по Volkswagen Polo (1,82 миллиона, +44% за полугодие), а также по Renault Logan (1,33 миллиона, +38% за полугодие) и Duster (1,95 миллиона, + 40%). Для автомобилей с «жуком» на радиаторе все чаще начинает наблюдаться дефицит запасных частей, а «французы», объявив об уходе из нашей страны, по сути, бросили своих российских поклонников.
Продавцы еще нескольких седанов B-класса – Lada Vesta (1,38 миллиона, +24% за полугодие), Kia Rio (1,59 миллиона, +36%) и Hyundai Solaris (1,59 миллиона, +42%) в июне также не спешили уменьшать взвинченные прежде цены. Исключением в отряде малолитражек пока выступила разве что Lada Granta. Ее средняя цена сократилась на символические 0,3%. При этом, вполне вероятно, чем большее количество «оптимизированных» версий этой модели будет выпущено, тем более существенное снижение средней цены по ней мы увидим в последующие месяцы. Это же справедливо в отношении двух модификации Lada Niva – Legend (961,2 тысячи руб., +16% за полугодие) и Travel (1,16 миллиона, +19%): по ним также готовятся к продаже упрощенные версии. И наконец, УАЗ с июля также стал собирать вседорожники Patriot без подушек безопасности и ABS, что должно снизить цену этой модели автомобиля на 20-25 тысяч рублей. Но пока ее удешевления не видно (1,87 миллиона, +31%).
Все остальные автомобили из наиболее востребованных и тех, которые не дорожали в июне, но были замечены в резком скачке цен в прежние месяцы, – это кроссоверы. Так, за оставшиеся на складах Kia Sportage просили в июне в среднем 2,92 миллиона, что на 23% больше, чем в начале года. Собрат Kia по платформе, Hyundai Tucson, оказался еще дороже - 3,3 миллиона, +29%. Kia Seltos, Hyundai Creta и Renault Duster прибавили за полгода 30-40%. В июне цены на них были зафиксированы.
И, наконец, наиболее заметными «аппетитами» в части ценников отметились «китайцы»: Haval Jolion и F7, Geely Coolray и Chery Tiggo 8 Pro. В этом сегменте подорожание за полгода составило от 44 до 66%. Причем из них только Jolion в мае дешевел на 220 тысяч рублей, поэтому в том числе вошел в июне в «пятерку» лучших по продажам автомобилей нашего рынка.
В целом, за исключением заводов АвтоВАЗ, УАЗ, ГАЗ и Haval, производители пока не спешат возобновлять сборку. Поэтому полноценное насыщение рынка моделями других производителей в ближайшие месяцы едва ли возможно. Усложнение и подорожание логистики, общий дефицит машин и компонентов в мире и, наконец, сложности с «параллельным импортом» – все это не позволит ценам начать сколько-нибудь существенно снижаться в перспективе нескольких ближайших месяцев. Не стоит рассчитывать и на щедрость дилеров. По разным оценкам, в России на складах остается от 100 до 120 тысяч новых автомобилей. Вплоть до зимы авторитейлеры будут продавать их, не спеша и за «дорого», чтобы продлить жизнь этой сферы бизнеса и покрыть накладные расходы.
Топ-20 популярных автомобилей по динамике изменения цен за I полугодие и июнь 2022 года и
№ | Марка и модель | Средняя цена в январе 2022 | Средняя цена в мае 2022 | Средняя цена в июне 2022 | Динамика июнь 2022 /январь 2022 | Динамика июнь 2022 /май 2022 |
1 | SKODA RAPID | 1 231 369 | 1 481 550 | 1 278 875 | 3,86% | -13,68% |
2 | LADA NIVA LEGEND | 826 600 | 961 200 | 961 200 | 16,28% | 0,00% |
3 | LADA GRANTA | 746 480 | 876 035 | 873 261 | 16,98% | -0,32% |
4 | LADA NIVA TRAVEL | 974 100 | 1 160 900 | 1 160 900 | 19,18% | 0,00% |
5 | KIA SPORTAGE | 2 367 627 | 2 923 650 | 2 923 650 | 23,48% | 0,00% |
6 | LADA VESTA | 1 117 202 | 1 381 086 | 1 381 086 | 23,62% | 0,00% |
7 | HYUNDAI TUCSON | 2 529 000 | 3 269 000 | 3 269 000 | 29,26% | 0,00% |
8 | KIA SELTOS | 1 788 233 | 2 335 376 | 2 335 376 | 30,60% | 0,00% |
9 | UAZ PATRIOT | 1 431 286 | 1 871 429 | 1 871 429 | 30,75% | 0,00% |
10 | HYUNDAI CRETA | 1 588 706 | 2 148 706 | 2 148 706 | 35,25% | 0,00% |
11 | KIA RIO | 1 172 400 | 1 592 400 | 1 592 400 | 35,82% | 0,00% |
12 | RENAULT LOGAN | 964 000 | 1 325 875 | 1 325 875 | 37,54% | 0,00% |
13 | LADA LARGUS | 977 082 | 1 358 536 | 1 358 536 | 39,04% | 0,00% |
14 | RENAULT DUSTER | 1 395 462 | 1 953 692 | 1 953 692 | 40,00% | 0,00% |
15 | HYUNDAI SOLARIS | 1 119 091 | 1 585 786 | 1 585 786 | 41,70% | 0,00% |
16 | VOLKSWAGEN POLO | 1 268 800 | 1 820 800 | 1 820 800 | 43,51% | 0,00% |
17 | HAVAL JOLION | 1 674 714 | 2 404 714 | 2 404 714 | 43,59% | 0,00% |
18 | HAVAL F7 | 2 037 571 | 2 999 000 | 2 999 000 | 47,19% | 0,00% |
19 | GEELY COOLRAY | 1 621 990 | 2 577 990 | 2 577 990 | 58,94% | 0,00% |
20 | CHERY TIGGO 8 PRO | 2 183 299 | 3 616 900 | 3 616 900 | 65,66% | 0,00% |
Источник данных: НАПИ/Russian Automotive Market Research