Posted 24 июня 2022,, 04:00

Published 24 июня 2022,, 04:00

Modified 17 октября 2022,, 17:47

Updated 17 октября 2022,, 17:47

Бедовые ремонты школ в Оренбуржье: почему подрядчики на спешат заключать контракты

24 июня 2022, 04:00
Образовательные учреждения Оренбуржья не находят подрядчиков на ремонты или заключают контракты напрямую, без снижения цены и с единственными участниками.

В 2022-2023 годах в Оренбургской области предусмотрен капитальный ремонт 25 школ в 19 муниципальных образованиях региона. На эти цели запланировано более 1,3 млрд рублей. Однако с закупками по учебным учреждениям не все так просто. Одни школы рискуют остаться без ремонта, другие - с браком, а третьи – оказаться в разбирательствах из-за несоответствия конкурсных процедур закону.

Попытка №…

Кувандык - тот случай, когда для ремонта учебного заведения никак не могут найти исполнителя. Единственная в округе школа, попавшая под программу капитального ремонта - школа №5.

С организацией закупки руководство учебного заведения не тянуло: 14 февраля решение о распределении субсидий на капремонты школ в территориях утвердили на заседании регионального правительства, а 21-го закупка по Кувандыку уже появилась на сайте ЕИС. По ней ищут подрядчика для выполнения капремонта здания по улице Молодежной 11 и его системы электроснабжения. Стоимость закупки – 23,8 млн рублей. Ремонт предусматривает замену окон, дверей, электропроводки и системы отопления. Сроки окончания работ – 20 августа этого года.

Однако подрядчика не могут найти до сих пор: с 21 февраля провели уже 5 конкурсов, но одни за другими торги признают несостоявшимися.

Торги под конкретного исполнителя?

В Илеке исполнители тоже не спешили подавать заявку ремонтировать общеобразовательную школу №2 по улице Пионерской. Открытый конкурс в электронном формате признали несостоявшимся, так как на него заявился всего один участник. При наличии достаточного количества альтернативных поставщиков это - признак ограничения конкуренции и организации торгов под конкретного исполнителя.

Впоследствии именно с единственным заявившимся заключили прямой контракт, из-за чего цена работы осталась максимальной – 130,4 млн рублей. Капитальный ремонт школы будет производить ИП Владимир Глухов, владелец фирмы ООО «СК» «Интерстрой-56». Работы предполагают два этапа. До декабря текущего года нужно успеть отремонтировать отопление, внутреннее водоснабжение, канализацию, вентиляцию, электрику, сигнализацию. За это подрядчику заплатят 94 млн рублей. Еще 36 миллионов предусмотрено по второму этапу работ, которые должны завершиться до 28 февраля 2023 года.

По условиям контракта, исполнитель обязан будет привлечь к работе субподрядчика и заплатить тому порядка 32,6 млн рублей.

Из данных аналитической системы СПАРК-Интерфакс, следует, что в 2018 году компания Глухова делала ремонт спортзала в Акбулакской СОШ№2 и платила неустойку за просрочку контракта.

Миссия невыполнима

Еще одна многомиллионная закупка – ремонт школы №3 в Ясненском городском округе. Цена вопроса – 143,3 млн рублей. Финансирование предусматривается из федерального, регионального и муниципального бюджетов. Большая часть работ в планах на 2022 год, на них запланирована и значительная часть суммы - 94,1 млн рублей. Начать работы по контракту должны были с 1 июня этого года, а закончить 15 июля следующего.

Подрядчика искали с 6 апреля, однако до конца месяца никто на закупку так и не заявился. Конкурс признали несостоявшимся. Закупка будет проводиться повторно, а сроки – переноситься. По словам экспертов, подобные ситуации случаются, если наименование лота закупки или содержание документации не отражают конкретных характеристик или требования сложно выполнимы.

Сначала – подпись, а потом - вопросы

В середине марта этого года проводили аукцион по общеобразовательной школе №2 Шарлыка. Искали подрядчика на ремонт двух корпусов. Максимальная цена договора – 76,1 млн рублей. На этот электронный аукцион пришла только одна заявка – от местной компании ООО «АСЛИ». По решению специально созданной комиссии, участника признали соответствующим требованиям закупки, но конкурс все же отменили. В результате заключили прямой контракт с заявившимся исполнителем. Максимальную цену контракта в результате не сбили ни на копейку.

После подписания контракта подрядчик будто в первый раз увидел техзадание на 63 листах. В алфавитном порядке в нем прописано, какие должны быть стройматериалы, причем до последнего шурупа. Ознакомившись с ТЗ, исполнитель начал писать заказчику запросы, в частности по размеру брусков, которые он должен закупить для ремонта и качеству замазки.

На что получил одинаковые, но неоднозначные ответы:

- Требования к товару бруски/замазка защитная установлены в соответствии с потребностью заказчика, а вопрос о практической ценности и приемке товаров не относится к положениям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

По документации закупки завершить работу на объекте подрядчик должен до 31 августа.

Мнение эксперта

О взаимоотношениях заказчик-исполнитель рассказал эксперт - юрист и общественник Дмитрий Болдырев:

- Техническая документация по закупкам имеет значительные отклонения, причем в большинстве случаев и вовсе выкладывается только смета, а проекты отсутствуют. Впоследствии появляются дополнительные работы, долгие согласования, требуется корректировка проекта. Подрядчики, учитывая предыдущий опыт, когда многих штрафовали за ненадлежащее качество выполненной работы, поэтому они и не рискуют выходить на такие торги.

По словам общественника, подрядчики просто не хотят брать на себя риски. В ходе эксплуатации отремонтированного здания может произойти порыв отопления, замыкание, а отвечать за это будет исполнитель.

- Все оборудование в школах и строительные конструкции имеют значительный износ, - говорит Дмитрий Болдырев. - Исполнители начали проявлять предусмотрительность. В предыдущие года они работали на свой страх и риск, уходили за пределы обязательств, а сейчас через надзорные органы заказчики предъявляют к ним штрафы и неустойки. Бывают случаи, когда судебные разбирательства доходят до апелляции, кассации, верховного суда и только там отменяются решения по штрафам.

Что касается заключения контрактов с единственными участниками торгов, практикующий юрист отмечает, что закон этого не запрещает. Но есть ремарка: только в том случае, когда закупка не состоялась, и заключение идет на условиях, указанных в извещении и проекте контракта, прикрепленном к извещению. Конечную сумму по соглашению можно уменьшить, однако этого практически никогда не происходит. Увеличивать точно нельзя, иначе это прямое доказательство ограничения конкуренции.

По поводу же сроков завершения ремонтов можно сказать так: с учетом того, как подходят к реализации намеченной программы заказчики, исполнители и контролирующие службы, в этом году ремонты к 1 сентября не успеют закончить в 80% ремонтирующихся учебных учреждениях.

"