Уже несколько лет в Оренбурге ситуация с бродячими животными остается актуальным вопросом жизни города. В связи с недавними событиями эта проблема приобрела более серьезный характер. Необходимо ещё раз назвать причины, способствующие возникновению таких ситуаций.
Подход к работе с безнадзорными животными изменился после принятия 27 декабря 2018 года Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» кардинально изменился . Запрет отстрела и усыпления животных привела к резкому росту числа их популяции.
Сейчас в городе насчитывается порядка 10 000 бродячих собак. В соответствии с Федеральным законом животные подлежат отлову, стерилизации, маркированию, временному содержанию в приюте и возврату в прежнюю среду обитания.
Отмечу, что федеральное законодательство не относит данные полномочия к числу вопросов местного значения, то есть они не являются обязанностью муниципалитетов. Данные полномочия включены в перечень прав, которые могут быть реализованы на муниципальном уровне, но лишь при наличии достаточного финансирования.
В Оренбургской области деятельность по обращению с животными отнесена к числу переданных государственных полномочий. Поэтому муниципалитет отвечает за их исполнение только в пределах средств, выделенных в рамках субвенций.
Однако поступающих из областного бюджета субвенций на эти цели недостаточно. В 2021 году Оренбургу из областного бюджета выделено в общей сложности 3,35 млн. рублей на отлов 350 животных без владельцев. В 2022 году объем субвенций увеличили и теперь он составляет 4,87 млн. рублей. Средств должно хватить примерно на 400 животных.
При этом в городе останется ещё 9,6 тысяч безнадзорных собак, которые приносят потомство по нескольку раз в течение года. Тот факт, что животное, которое после стерилизации выпускают на волю, не решает проблемы нападения на людей.
Низкий объем средств, переданных на исполнение государственных полномочий, создает лишь только видимость, но не решает саму проблему.
Однако даже эти средства удается освоить с трудом, так как далеко не все предприниматели готовы выходить на торги и соглашаться работать по расценкам, определенным областной методикой.
Необходимо совместно с областными коллегами проработать изменение методики расчета денежных средств на исполнение государственных полномочий так, чтобы она соответствовала реальному количеству безнадзорных животных, рыночным ценам на эти услуги, а также включала в себя затраты на создание и содержание приютов.
Помимо этого, необходимо совершенствование федерального законодательства по данному вопросу, а именно более четкое закрепление полномочий. Соответствующие предложения от Оренбургского городского Совета ещё в прошлом году направлялись в органы власти областного и федерального уровней. Они касаются предложений о внесении изменений в Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:
- установить обязанность владельцев собак осуществлять регистрацию животных в уполномоченном органе;
- определить уполномоченный орган по регистрации животных;
- установить порядок выявления незарегистрированных животных;
- установить ответственность владельцев собак за отсутствие регистрации в уполномоченном органе;
- установить обязанность владельцев собак осуществлять маркирование животных.
Всё это позволит определить владельца собаки, если владелец от нее отказался, и она обитает на улице, а также ответственность владельцев таких собак за несоблюдение основных принципов обращения с животными.
Также необходимо стимулирование государственного и муниципально-частного партнерства. Требуется создать все необходимые условия для строительства и организации частных приютов для животных. С этой целью в бюджете города на 2022 год уже заложены средства в размере 800 тысяч рублей для оказания грантовой поддержки предпринимателей.
Одной из наиболее действенных мер по стимулированию увеличения количества частных приютов для животных будет установление налоговых льгот и преференций.
Оренбургский городской Совет совместно с Администрацией города в 2021 году уже прорабатывал вопрос установления льгот по земельному налогу, который является местным налогом. Однако для того чтобы исключить возможность использования данной льготы не по прямому назначению, необходимо внести изменения в федеральный классификатор видов разрешенного использования земельных участков. С этой целью Городской Совет выходил с соответствующей инициативой в адрес Росреестра, которая, к сожалению, не была поддержана. Но мы готовы и далее отстаивать свою позицию в данном вопросе.
Более того, хотелось бы увидеть соучастие и органов государственной власти в части установления налоговых преференций, относительно налогов поступающих в областной и федеральный бюджеты. Уверена, что создав привлекательные условия, мы будем стимулировать предпринимательское сообщество к совместному участию в решении общей социальной проблемы.
Надо быть реалистами и понимать, что местные бюджеты, испытывающие острый дефицит средств на исполнение своих непосредственных полномочий, не в состоянии изыскать какие-либо дополнительные средства на решение вопросов, не отнесенных к числу вопросов местного значения.