Posted 23 ноября 2021, 12:15
Published 23 ноября 2021, 12:15
Modified 17 октября 2022, 17:48
Updated 17 октября 2022, 17:48
Целью проекта было создание единой базы по всем страховым случаям, уход от громоздкой системы бумажного документооборота. Изначально планировалось, что нововведение поможет врачам и пациентам экономить время на оформление листков нетрудоспособности, а также уменьшит нагрузку на работодателей. Но в непростое жизненное время эта уникальная разработка Фонда социального страхования позволила снизить риски распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, сохранить здоровье сотням тысяч россиян и обеспечить своевременное получение гарантированных государством пособий.
— Выдавать первые онлайн-больничные медицинские организации Оренбургской области начали в 2017-м году. Тогда это были всего несколько медучреждений. Перед нами стояла задача - помочь всем больницам и работодателям подключиться к этому сервису. Технических трудностей не возникало, но мы столкнулись с человеческим фактором, — рассказывает Татьяна Хромушина, начальник отдела страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Оренбургского регионального отделения Фонда. – Кадровые и бухгалтерские службы компаний поначалу считали, что им проще работать с привычной, бумажной формой. Но спустя некоторое время удобство электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН) оценили все - и граждане, и страхователи.
— Одно из главных преимуществ перехода на электронную систему - снижение количества ошибок, - говорит Татьяна Хромушина. В программе заложен форматно - логический контроль: сразу подаётся сигнал о наличии неверных данных. В случаях, если ошибка всё же была допущена, исправить её гораздо проще. Сделать это можно дистанционно, без похода в медучреждение, что ранее было невозможно при работе с бумажным вариантом больничного листка.
В 2020-м году, в начале пандемии новой коронавирусной инфекции сервис ЭЛН стал базовой технологической основой для реализации оперативных мер по организации карантинных мероприятий. Действуя на опережение, команда Фонда социального страхования предложила ряд заблаговременных инициатив по защите граждан от невидимого недуга.
В начале года все россияне, возвращавшиеся из-за границы, должны были уйти на двухнедельный карантин, и в связи с этим встал вопрос о выдаче им листков нетрудоспособности.
— Очень быстро были доработаны технические моменты в действующий сервис ЭЛН, и люди получили возможность оформлять больничные удалённо, без посещения поликлиник. Более того, пособия по временной нетрудоспособности перечислялись ещё до закрытия больничного, по истечению первой недели, — отмечает Татьяна Хромушина.
По такой же системе действовали и в периоды, когда на самоизоляцию уходили работники старше 65 лет. Им также предоставлялись ЭЛН и выплачивались полагающиеся пособия.
Сегодня в Оренбуржье практически все медицинские организации формируют преимущественно ЭЛН.
— За 9 месяцев 2021 года в области 93% от общего количества листков нетрудоспособности выданы в электронной форме. Все они успешно загружены работодателями, а на основании ЭЛН застрахованным лицам выплачено пособие. Это означает, что полный отказ от бумажных листков нетрудоспособности с начала 2022 года для граждан и работодателей пройдёт практически незаметно, - подытожила Татьяна Сергеевна.
Оренбургское региональное отделение Фонда напоминает: с 1 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» выдача листков нетрудоспособности всеми медучреждениями будет осуществляться только в электронном виде. Основанием для назначения и выплаты работающим гражданам пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам будет являться ЭЛН.
Сегодня функционалом для работы с ЭЛН оснащены почти все бухгалтерские, кадровые программы и даже сервисы сдачи электронной отчётности. Кроме того Фонд успешно запустил отдельный сервис - «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). Он предназначен для цифрового взаимодействия с ведомством, в том числе и по работе с электронными листками нетрудоспособности.
Работодателям нужно заранее проинформировать своих работников по вопросам получения ЭЛН, а также порекомендовать сотрудникам, у которых ещё нет подтверждённой записи на Едином портале госуслуг, пройти регистрацию. В этом случае работники смогут получить доступ к Личному кабинету на сайте Фонда и отслеживать этапы обработки электронного больничного и начисления пособия.
При возникновении вопросов по работе с ЭЛН необходимо обращаться по телефону «горячей линии» Оренбургского регионального отделения Фонда: 8 (3532) 54-00-95.
Преимущества электронного больничного:
Для граждан:
- Экономия времени на оформление, не нужно собирать подписи врачей;
- Нет необходимости в переоформлении листка нетрудоспособности на дубликат;
- ЭЛН нельзя потерять или испортить;
- Сведения о сформированном ЭЛН и выплаченном пособии отображаются в Личном кабинете получателя услуг lk.fss.ru, а также в мобильном приложении «Социальный навигатор».
Для работодателей:
- Снижается количество ошибок в ЭЛН;
- Исключается возможность предъявления к оплате поддельного бланка;
- Повышение достоверности информации;
- Снижение затрат на организацию учёта и хранения бланков.