Posted 1 октября 2021,, 11:14

Published 1 октября 2021,, 11:14

Modified 17 октября 2022,, 17:40

Updated 17 октября 2022,, 17:40

Не осуждён и не прощён. Два года протоиерей Стремский ждёт приговора в тюрьме

1 октября 2021, 11:14
Ровно два года назад, в октябре 2019 года самому многодетному отцу России, настоятелю Свято-Троицкой обители милосердия, протоиерею Николаю Стремскому предъявили обвинения в педофилии. Два года священник находится в СИЗО № 3, дожидаясь или приговора, или оправдания по своему делу. Но ни того, ни другого пока так и нет.

Чёрный сентябрь

Отца Стремского в Саракташе знает каждый. Да и в масштабах России он фигура известная. С нуля в провинциальном райцентре он сумел создать крупнейший в регионе храмовый комплекс, включающий в себя несколько действующих храмов, православную гимназию и социальный приют для одиноких пожилых людей.

Кроме того, митрофорный протоиерей Николай Стремский является и самым многодетным отцом России. С матушкой Галиной они с 1992 года усыновили и офорили опеку над 70 детьми. Многие уже выросли, обзавелись своими семьями, разъехались по всей России и за рубеж.

Стараниями Стремского малоизвестный посёлок Саракташ в 100 километрах от Оренбурга стал настоящим центром паломничества. Два года назад в сезон сюда приезжали по 2-3 автобуса с туристами и паломниками в день, а в выходные и на церковные праздники их были десятки.

Но страшная весть потрясла весь посёлок 24 сентября 2019 года, когда к дому отца Стремского подъехали автомобили полиции и Следственного комитета. Священник был арестован и доставлен в оренбургское СИЗО № 3. Чуть позже ему предъявили обвинение в педофилии — якобы 20 лет, а именно с 1999 года Николай Стремский совершал насильственные действия сексуального характера, развратные действия, якобы истязал, ненадлежащим образом исполнял обязанности по воспитанию несовершеннолетних, вовлекал несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

В доме Стремского был произведён обыск, как сообщал Следком, были изъяты доказательства, в числе которых — некие видеозаписи. Какие именно — подробности неизвестны.

Отец Николай был запрещён в служении митрополитом Оренбургским и Саракташским Вениамином на время следствия. Также он был снят с поста настоятеля обители и руководителя православной гимназии — вместо него был назнаен отец Иоанн (Кочанкин). Формально Стремский остался лишь руководителем Приюта милосердия.

Следствие и суд

Расследование дела отца Николая, кстати, продолжалось сравнительно недолго для дел такого масштаба. Уже через год, в сентябре 2020-го, было сформировано обвинительное заключение и материалы переданы в суд. Первое заседание прошло 2 октября 2020, сторону обвинения возглавил назначенный к нам в область буквально за две недели до процесса зампрокурора области Игорь Крушинский.

Судебный процесс продолжается и поныне. Формально он ещё не завершён, хотя состоялось уже более десятка заседаний.

О самом ходе процесса почти ничего неизвестно. Суд идёт в закрытом режиме, поскольку слушается дело о половой неприкосновенности несовершеннолетних. Ни прессу, ни слушателей на него не пускают. Запрещено также адвокатам и обвинению сообщать информацию о ходе судебного следствия. Из зала суда долетают лишь слухи, которые тут же подхватывает весь Саракташ.

Известно, что отца Николая привозят на слушания в автозаке из Оренбурга каждый раз, когда объявлено заседание. Своего СИЗО, в котором можно длительное время держать подследственных, в Саракташе нет.

— Мы его очень ждём! Дело-то против него разваливается! — уверены прихожане Обители. — 23 сентября должно было быть заслушивание в суде самого Николая Стремского, после чего уже вынесение приговора.

— Я лично не верю в его вину. Такого просто не может быть. Мы батюшку знаем 30 лет, видели, как он собственными руками тут всё строил. Оговорили его, нет сомнений! — рассказала корреспонденту 56orb прихожанка храма Татьяна.

Другая жительница Саракташа, Екатерина, считает, что ситуация тут явно неоднозначная. «Много завистников у него было, это правда. Но дыма без огня не бывает. Суд разберётся!»

Правда, финальная точка в судебном следствии и вынесение приговора (либо полного оправдания) снова отложены. Теперь — на декабрь. С учётом длительности процедуры и долгих выходных, в СИЗО отцу Николаю придётся справить и Рождество — 2022. И только после этого выйти из стен изолятора — или на свободу, или — в колонию.

Что с Саракташской Обителью?

Храмовый комплекс в Саракташе, как говорят сами прихожане, «осиротел без отца Николая, без настоятеля и хозяина». Впрочем, новом настоятеле, отце Иоанне Кочанкине они тоже хорошего мнения:

— Тут же после ареста такой бардак был, люди зарплату не получали, за свет, газ долги накопились. Отец Иоанн пришёл и проблемы решил, с людьми рассчитался, долги закрыл. Это он большой молодец, конечно, — рассказывает Татьяна.

Но прежнего масштаба, что был ранее тут, уже нет. Иссякли автобусы с паломниками — приезжают теперь реже. Закрытой стоит детская площадка с кафе, с организованном в салоне самолёта Ту-134, которую так старательно тоже оборудовал отец Николай.

Закрыта второй год и православная гимназия. На здании уже видны следы запустения — обсыпается фасад, протекает козырёк, отчего вспучились доски.

Да и зданиям храмов тоже кое-где не мешает тоже провести ремонт.

Остановлена и уже зарастает травой стройплощадка будущего большого приюта взамен ныне существующего. Впрочем, дело тут не только в отсутствии отца Николая. Прихожане говорят, что стройка встала после смерти главного её спонсора, крупного предпринимателя.

— Батюшка Николай нашёл бы деньги продолжить работы, он деятельный, да вот — не успел… — вздыхают люди.

— Беда, как говорится, не приходит одна. Мало было ареста — так ещё и коронавирус. Из-за него долгое время храмовый комплекс не работал. Площадку детскую по той же причине закрыли и всё никак не дадут разрешение её открыть. А деньги на всё откуда? Только от прихожан. И раз их нет — то и обитель беднеет, — откровенничает Татьяна.

Большой удар нанесла обители и смерть отца Григория (Петренко). Коронавирус унёс жизнь этого старца, к которому сотнями приходили верующие за советом и с покаяниями.

— В народе его считали прозорливым — очень многим он указал верный путь из тех проблем, в которых люди запутались, — рассказывает Татьяна. — А теперь и он отошёл ко Господу. Очень большая для нас утрата.

На сегодняшний день Николай Стремский формально остаётся руководителем только Обители Милосердия, где раньше проживало более десятка одиноких и нуждающихся пожилых людей. Сегодня Обитель тоже функционирует, но насельниц там осталось совсем немного. С мая у Обители как юрлица заблокированы счета за неуплату налогов. Что будет дальше — вопрос.

— Конечно, не хватает тут той энергии, которую привносил отец Николай. Столько планов у него было, столько идей. Обители он очень нужен. Мы верим, что он ещё вернётся! — резюмирует Татьяна. — Вот только всё чаще говорят, что он жалуется на здоровье. Держится из последних сил.

И те, кто верят в Стремского, и те, кто считает, что были за ним «грешки», впрочем, хотят одного — скорого и справедливого решения суда. Которое в очередной раз откладывается.

"