Posted 19 августа 2021, 05:15
Published 19 августа 2021, 05:15
Modified 17 октября 2022, 17:14
Updated 17 октября 2022, 17:14
Первая половина августа завершилась переполохом среди населения Оренбургской области – буквально за одну ночь на 20% выросли цены на газовое топливо. Возмущенные граждане обратились к депутату Госдумы РФ Сергею Катасонову и попросили разобраться в ситуации. Парламентарий незамедлительно отправил запрос в УФАС, и спустя неделю стоимость упала.
Экологически более чистое, нежели бензин, и, по словам рекламирующих его производителей, дешевое средство ударило по карманам тех, кто на него перешел. И грозило аукнуться всем сферам и отраслям жизни.
Автомобилист со стажем Евгений Васильев перешел на сжиженный газ несколько лет назад. Экономию ощутил.
- Дышу газом, что бы на нем и не ездить? – шутит Евгений Сергеевич.
Однако неделю назад настроение шофера резко испортилось. Он несколько дней жил на даче, авто не пользовался. Вернулся в город и тут же поехал на любимую заправку. И замер, протирая глаза.
- Я думал, что у меня от жары цифры в глазах прыгают, - рассказывает Евгений. – На 10 рублей газ подорожал! 36 рублей! Грабеж среди бела дня! Разве так можно? Повышают, повышают и повышают… Когда это прекратиться?
Цена на газ – как столбик термометра за окном. В прошлом году он стоял на отметке 19.90. Потом вырос до 20. Весной этого года пропан-бутан стоил 25 рублей 50 копеек. К концу месяца - до 29.90. Затем «столбик» поднялся до 31.90.
11 августа, а именно тогда Евгений Васильев попал на свою «любимую» заправку, за литр газа просили 36 рублей.
Разные заправки, и цены разные. В другом месте цена выросла до 34 рублей. Но никто не гарантировал, что это итоговый тариф. Колебания котировок на рынках вызвали волнение масс в целом регионе.
Вину на подорожание топлива, большая часть которого производится здесь же, в Оренбургской области, заправочники свалили на федеральный центр – мы, мол, не причем, нам Москва сказала поднять, и мы подняли. Скажут еще поднять, придется подчиняться. Не работать же себе в убыток!
Убыток с таким подходом ощущался бы не только у тех автомобилистов, кто предпочитает черному золоту голубое. Это удар финансовой стабильности всех сфер жизни.
И вот пример - весь общественный транспорт Оренбурга работает на газе. Как только цены поползли вверх, частные перевозчики тут же заявили о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте. И сразу же написали письмо губернатору с обоснованием такого шага. Раз цена на топливо выросла, значит надо поднимать цену на проезд. Цепная реакция!
По той же схеме удорожание газа обязательно отразиться на стоимости продуктов – на этом топливе передвигается логистический транспорт. В общем, чем больше цена, тем меньше денег в карманах.
В ситуацию с ценами на газ вмешался депутат Госдумы РФ Сергей Катасонов. Он направил в УФАС обращение, в котором ясно дал понять негативные последствия удорожания топлива.
Буквально через несколько дней после того, как обращение депутата Сергея Катасонова ушло в УФАС, цены на некоторых заправках снова изменились. Они пошли на понижение. Сегодня литр пропан-бутана стоит в районе 32 рублей. Некоторое время на самых «проходных» за газ просили 35.90. Затем цифры поменялись на 34.
В беседе с журналистами Сергей Катасонов раскритиковал политику предприятий, занимающихся поставкой жидкого газа на мировой рынок.
- Нас убеждали, что газ экологически чище, дешевле. На него надо переходить с бензина. И вдруг бац, в один момент на 20% подняли цену, - комментирует повышение Сергей Михайлович. - Никакой логики в этом нет с точки зрения затрат. Ведь каких-то дополнительных расходов у производителей газа не появилось. Просто изменилась мировая конъюнктура, цены за рубежом стали выше. И моментально у нас в России захотели зарабатывать столько же, сколько и там. Но этот номер не пройдет! – заверил парламентарий.
Несколько лет похожая проблема возникла на бензиновом рынке. Тогда цены удалось снизить и частично заморозить методом обратного акциза. Стоимость металла удерживают путем восстановления экспортных пошлин. Вернуть газ в рамки «приличий» и не выпускать его оттуда можно при помощи этих же инструментов.
- Нужна просто политическая воля, - констатирует Сергей Катасонов. - Когда цены поднялись, я обратился в Федеральную антимонопольную службу с требованием немедленно разобраться. Потом отыгрывать назад будет очень сложно. того, чтобы кто-то зарабатывал. Проблема в том, что рост тарифа коснется жителей, оренбуржцев, в виде изменения цен на продукты питания, перевозки и т.д. Поэтому немедленно нужно принять решение. Что это будет – экспортная пошлина или возвратный акциз, для населения это неважно. Реакция должна быть капитальной, адекватной, и цены надо вернуть хотя бы в те рамки, в которых они находились.
Сергей Катасонов намерен сдерживать ситуацию с газом. Это вполне во власти депутата федерального уровня. Главное для него – благополучие Оренбуржья.