Как сообщила глава Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО Мехтильд Рёсслер, охранный статус Байкала вскоре может быть пересмотрен на «Природное наследие в опасности». Проблемы озера должны были рассматриваться на 44-й сессии в Китае еще в июне, но из-за пандемии сессию перенесли. При этом Россия уже получила отказ по всем трем своим объектам, которые собирается построить на Камчатке, Западном Кавказе и Байкале. Об этом пишут «Новые Известия».
Это не первый случай давления международных организаций. Ранее из-за их решений пришлось отказаться от строительства крупных горнолыжных курортов в бассейнах рек Мзымты, Уруштен и Малой Лабы.
Стоит отметить, что в России уже реализуется программа по развитию внутреннего туризма и популяризации отечественных курортов за рубежом. Инвесторы намерены построить новые курортные комплексы в Сочи, Адыгее и других горных районах Кавказа. Это самый загруженный регион по наплыву туристов.
Вкладывать деньги в развитие туризма планируют государство и крупные корпорации — такие как Газпром, Интеррос и другие. У инвесторов уже есть успешный опыт по строительству курортов без ущерба экологии. Но, по рекомендациям ЮНЕСКО, получается, что строить на территориях национальных парков и заповедников нельзя. Однако здесь возникает другой вопрос: почему одним странам можно, а России — нет?
В частности, три года назад США решили выйти из ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), оставив за собой статус наблюдателя. Германия также не раз дискутировала с ЮНЕСКО по вопросам возведения энергоустановок или других сооружений возле исторических объектов.
Кроме того, успешный опыт создания туристических кластеров есть во многих странах мира. В их число входит Йеллоустоунский национальный парк в США, курорт Банско в Болгарии, канадский Лэйк Луиз, японский Сига Коге и курорт Копаоник в Сербии.
Однако в ЮНЕСКО считают, что Россия развивать инфраструктуру в собственных заповедниках и национальных парках не имеет права.