Posted 12 июля 2021, 12:01

Published 12 июля 2021, 12:01

Modified 17 октября 2022, 17:26

Updated 17 октября 2022, 17:26

Как «бродит» российский рынок сладких безалкогольных напитков?

12 июля 2021, 12:01
В России очень широк рынок сладких безалкогольных напитков, его оборот оценивается в 140 миллиардов рублей, причем каждый год показатели вырастают. О том какова ситуация на рынке сейчас, пойдет речь в этом материале.

Всего за 2020 год в России было продано более семи миллиардов литров сладких напитков, большая часть из них пришлась на газированную воду, чуть меньше на соки, нектары и морсы, на третьем месте оказались квас и холодный чай. Вся продукция в основном отечественного производства, доля импортных напитков здесь довольно низка.

Динамично развивающиеся производители безалкогольной продукции есть в ряде регионов России.

Москва

В Москве это «Хай кволити проджект», фирма, занимающая изготовлением чайного гриба или комбучи. Владелице Фионе Гикрамине идею заняться вкусным бизнесом пять лет назад подкинули друзья из США. Там на комбучу настоящий бум. В прошлом году было продано 400 000 бутылок, а в этом надеются на двукратный рост объёмов. Выручка компании за 2020 год составила 20 миллионов рублей. На зарплату приходится 37%, на расходные материалы — 35%, аренда помещения — 10%, сырьё для комбучи — 8%, наценка предприятия -10%.

Предпринимательница мечтает, что комбуча вытеснит с полок магазинов сладкую газировку и игристые вина. Сегодня молодёжь всё чаще выбирает натуральные напитки, порой даже непастеризованные, с низким содержанием сахара, поскольку пару лет назад с подачи Торгово-промышленной палаты России к тренду на разумное потребление подключились даже крупные игроки рынка.

Владимирская область

Предприятие «Домашние рецепты»в Муроме организовало производство кваса по старинному русскому рецепту. Первые два года компания подсчитывала убытки. Помогли гранты и кредиты на поддержку малого бизнеса. До сих пор муромский квас бродит за счёт финансовых вливаний. За восемь лет в сумме заработанных и вложенных заёмных средств вложено в производство около 100 млн рублей.

80% продукции «Домашних рецептов»приходится на квас живого брожения. Но заработать на нём удаётся только летом — да и тогда маржинальность редко превышает 10%. Чтобы насытить продуктовый портфель, компания стала выпускать морсы и лимонады. Однако их потребление не так сильно зависит от сезона. А ещё оказалось, что в России есть регионы, где квас пьют круглый год. Речь идет об Урале. Там на зиму в сети оставляют 3 позиции живого кваса. В то время как в Москве и на юге оставляют 1 позицию живого кваса.

В последние пару лет на рынке напитков столкнулись с резким ростом затрат, в первую очередь — на сахар. Также возможен рост цен на концентраты и пюре тех плодов, что в России не произрастают. В Торгово-промышленной палате уже изучают возможные решения этой задачи.

— Мы обратились сейчас в ЕЭК по вопросу сохранения нулевой таможенной пошлины на пюре из экзотических и тех фруктов, которые мало произрастают на территории России. Нам это нужно для производства детского питания и тех же самых соков — с тем чтобы их цена не изменялась, не повышалась, — вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.

Оренбургская область

Достаточно неплохо рынок безалкогольных напитков развит и в нашем регионе. Здесь стоит упоминают как минимум три предприятия.

В первую очередь, это Саракташский консервный завод — единственный в Оренбургской области по переработке плодоовощной продукции. Здесь производят более тридцати наименований высококачественной, натуральной, экологически чистой, сертифицированной продукции — овощных и фруктовых консервов, в частности соки. Преобладает продукция из местных овощей и специй. При приготовлении консервов использует только натуральные продукты и специи,

Кстати, в 2015 году Саракташский консервный завод стал одним из победителей международной выставки-ярмарки в Берлине «Зеленая неделя».

Помимо этого, стоит упомянуть ООО «Исток+», расположенное в Орске. Оно является производителем воды минеральной питьевой лечебно-столовой «Степная целебная», воды столовой «Уральская», воды питьевой «Аква Плюс» первой категории, а так же сладких безалкогольных напитков. Продукция пользуется спросом у населения всего Восточного Оренбуржья и соседних областей. Отметим, что у этой компании есть лицензия на эксплуатацию месторождения минеральной воды «Степная целебная».

Еще одним производителем является «Заветный родник» в Новотроицке. Артезианская вода, на основе которой изготавливают напитки, добывается в заповедных местах предгорья Южного Урала. В начале 2010-х годов предпринимателем А. Г. Колесниковым было принято решения о необходимости собственного производства питьевой артезианской воды и напитков на её основе. В июле 2012 года определили место расположения цеха, пробурили 2 скважины глубиной 70 метров и 90 метров. Позже был возведен, где установили современное оборудование. Начали обучать персонал и организовали 23 рабочих места. Уже через полгода в январе 2013-го была выпущена первая продукция, в апреле организация вышла на проектные мощности.

Максим Фатеев также добавил, что Торгово-промышленная плата вместе с Союзом производителей безалкогольных напитков договорились о снижении уровня сахара во всех напитках постепенно к 2024 году на 10 процентов. Это связано со здоровым образом жизни, чтобы россияне в меньшей степени потребляли неживой сахар из напитков.

Подпишитесь