Posted 10 июня 2021, 09:53
Published 10 июня 2021, 09:53
Modified 17 октября 2022, 17:03
Updated 17 октября 2022, 17:03
На первом месте ожидаемо оказалась Москва. Сюда стремятся в поисках заработка люди и бизнес, который имеет здесь больше возможностей для развития и масштабирования. Второе место с 2019 года традиционно занимает Татарстан. Это связано с тем, что республика нередко становится испытательным полигоном для отработки новых технологий и приёмов, там построили Иннополис, есть ресурсы и средства на реализацию инфраструктурных проектов.
Замыкает тройку лидеров Тюменская область. Примечательно, что в прошлом году регион не попал даже в ТОП-30 рейтинга. По словам главного научного сотрудника Института социальной политики НИУ ВШЭ Натальи Зубаревич, инвестиции в регион за период 2013–2019 годов сократились на 11%, а в 2020 году уменьшились ещё на 9%. Хотя до этого Тюменская область была в самом топе: на 3 месте в 2019 году, в 2018 году — на 1 месте, а в 2017 году — на 6 месте.
Непредсказуемые перемещения вообще свойственны для рейтинга АСИ, пишут «Новые Известия». Нынешний рейтинг оказался неожиданным хотя бы потому что в этом году 5 место в нем заняла Башкирия. И все это на фоне прошлогоднего госзахвата Башкирской содовой компании. А в 2017 году Чувашия обогнала Москву, Московскую область, Тюменскую область и Калужскую область, которая смогла привлечь производителей автомобилей, их компонентов и бытовой техники, и оказалась на 2 месте рейтинга.
Эксперты предполагают, что причина таких скачков в рейтинге кроется в слишком субъективной методике оценки. Баллы, из которых складывается итоговый результат начисляется на основе экспертных оценок и опросов предпринимателей. Например, 27 параметров основываются на опросах, 4 показателя — на экспертных оценках, и только 7 показателей — на официальных и объективных статистических данных. Это и объясняет тот факт, что результаты опросов могут быть интерпретированы с точностью до наоборот.
К тому же экспертный совет состоит в первую очередь из представителей окологосударственных организаций, куда входят «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата РФ, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский фонд прямых инвестиций, Министерство экономического развития, ВЭБ.РФ, РАНХиГС, The Boston Consulting Group.
Получается, что рейтинг основан в большей степени на субъективной оценке экспертов, а не на объективных статистических данных. Выяснить за счет чего «выстрелил» конкретный региона тоже не представляется возможным. А потому есть большие подозрения, что все это больше похоже на PR-акцию отдельных глав регионов. Причем, за бюджетный счет.