Posted 19 мая 2021, 07:34
Published 19 мая 2021, 07:34
Modified 17 октября 2022, 16:44
Updated 17 октября 2022, 16:44
Весь банкротный лот был оценен почти в 111 миллиардов рублей. При этом в составе лота сама нефтяная компания «Новый Поток» (НКНП) была оценена в 12,3 миллиарда. На балансе у неё — лицензии на разработку Гремячинского, Воронцовского и Могутовского нефтяных месторождений, расположенных под территорией Бузулукского бора.
Финансовые проблемы Антипинского НПЗ начались ещё в 2018 году, тогда же они перекинулись и на его бузулукскую «дочку». Завод не смог расплатится по кредиту со Сбербанком, и в итоге его владельцами стали именно Сбер через свою аффилированную структуру и азербайджанская национальная нефтяная компания SOCAR.
Генеральный директор НК «Новый Поток» Степан Асаулов в интервью нашему изданию осенью прошлого года рассказывал, что именно СОКАР является главным технологическим драйвером развития — Сбербанк же выступал как источник финансирования. Опираясь на технологии азербайджанского нефтяного оператора, был разработан проект по уникальному освоению месторождений с минимальным воздействием на окружающую среду.
Однако 22 апреля этого года партнёрство было свёрнуто. Азербайджанская сторона заявила, что:
«SOCAR успешно завершает участие в проекте по управлению Антипинского НПЗ и месторождений дочерней компании завода ООО „НК Новый Поток“, а также выходит из капитала совместного со Сбербанком предприятия — СОКАР ЭНЕРГОРЕСУРС.» Инвестировать в добычу нефти в Бузулукском бору компания не будет, так как «сделка не входит в контур текущей стратегии развития ГК СОКАР.»
И вот теперь стало известно, что новый конечный бенефициар Антипинского НПЗ и НКНП — предприниматель Анатолий Яблонский.
Из публикаций в СМИ известно, что он — уроженец города Винница Украинской ССР, в некоторых источниках предполагается, что он до сих пор является гражданином Украины, хотя имеет и российское гражданство тоже. Возглавляет Союз производителей коньяка, а так же является учредителем нескольких десятков компаний, связанных с ЖКХ и энергосбытовым комплексом. Входит в Совет директоров «Банка Авангард».
Какие перемены ждут ООО «НК «Новый Поток» после смены владельца и выхода из проекта SOCAR? Увы, но эксперты оценивают ситуацию достаточно скептически.
— Под Бузулукским бором остаётся последний самый крупный куст разведанных месторождений в Оренбургской области, и не одна компания уже «обломала зубы», пытаясь их разрабатывать. Неудачи преследовали нефтяников ещё с 70-х годов прошлого века. Пробовала подступится к проблеме ОНАКО, затем — ТНК-ВР, пытаясь использовать технологию горизонтального бурения с площадок не в глубине бора, а на его границе. Но это оказалось слишком дорого, да и в любом случае статус нацпарка привлекает повышенное внимание всех. Репутационные риски компании огромные, и ТНК в итоге просто решила с этим не связываться, — комментирует главный редактор специализированного издания Нефть& Капитал Владимир Бобылев. — Что касается нынешней ситуации, то SOCAR тоже, взвесив все риски, понял, что затраты не оправдывают результат. И вышел из проекта. Я полагаю, что теперь разработка месторождений под Бузулукским бором будет постепенно стагнировать. И это ещё не худший вариант. Куда опаснее, если новый собственник просто свернёт финансирование, сдаст лицензии на месторождения, а в Бузулуке всё бросит. Это уже прямая угроза бору — незавершённые, незаконсервированные скважины, остатки инфраструктуры без должного контроля… Очень бы хотелось верить, что такого не будет. Но в реальности у нас в России таких примеров брошенных нефтепромыслов — множество.
Между тем по итогам 2020 года НК «Новый Поток» показала выручку в 2 млрд. 480 млн. рублей, но чистые убытки компании оказались в сумме 2 млрд. 562 млн.
Задаются эксперты и вопросами — зачем Анатолию Яблонскому нефтяной бизнес, тем более такой проблемный, ведь раньше он никогда им не занимался? Впрочем, возможный ответ — это давняя и тесная дружба Яблонского с Валерием Субботиным, бизнесменом, до 2017 года занимавшим пост первого вице-президента компании «Лукойл», а затем возглавивший совет директоров компании Litasco — швейцарского нефтетрейдера «Лукойла».
В СМИ появлялись сообщения, что именно Субботин интересовался «Антипинским НПЗ» и месторождениям в Оренбургской области. Однако напрямую нигде не фигурировал.