Posted 18 апреля 2021, 05:21

Published 18 апреля 2021, 05:21

Modified 17 октября 2022, 16:56

Updated 17 октября 2022, 16:56

Теорема раздора. В Оренбурге могут закрыть уникальный инжиниринговый центр ОГУ

18 апреля 2021, 05:21
В Оренбургском государственном университете обсуждается вопрос о ликвидации Центра инжиниринга. Под эту структуру в своё время были выделены немалые деньги, приглашены специалисты из других регионов. По сути, этот центр - один из немногих в России, где реально удавалось вести научно-прикладную работу.

Инжиниринговый центр (ИЦ) - это структурное подразделение вуза, где теоретические научные разработки нужно было доводить до реального производственного процесса. Эдакая "кузница технологий", где подразумевается тесная работа с предприятиями, формулы на бумаге становятся реальным коммерческим продуктом.

Ещё в 2014 году тогдашний Минобрнауки РФ запустил широкую программу развития таких центров в вузах страны. Для нашего региона было предложено создать ИЦ для разработки технологий по комплексной переработке лежалых шлаков цветной металлургии. В середине 2010-х казалось, что тема перспективная - в Оренбуржье предприятия ежегодно "производят" по 40 миллионов тонн отходов, в том числе шлаков и отвалов. А всего на территории региона таких шлаковых гор - полмиллиарда тонн.

Оренбургский госуниверситет подавал заявки, и в 2017 году выиграл конкурс на получение государственной субсидии. Своих кадров для создания ИЦ не было, ректор вуза, на тот момент Жанна Ермакова, пригласила специалистов из других регионов. Руководителем Центра стал кандидат технических наук, доцент Виталий Демидочкин. Он приехал к нам из Пензы, и в ОГУ возглавил в том числе и кафедру теплогазоснабжения, вентиляции и гидромеханики.

Однако на сегодняшний день работа ИЦ фактически парализована. Последние недели дорабатывает в ОГУ Виталий Демидочкин. Вместе с ним университет покидают старший преподаватель Арман Костуганов и ещё несколько сотрудников. Кроме того, прервать обучение в магистратуре и покинуть не только ОГУ, но и регион, планируют еще несколько перспективных студентов.

Ошибочка вышла-с!

Очень скоро стало понятно, что тема переработки шлаков местным предприятиям малоинтересна. Кризис 2015 года серьёзно обрушил цены на сырьё, и извлечение ценных и редкоземельных металлов из отходов, пока есть более доступная руда, никому не интересно. Специалисты центра проводили множество встреч с потенциальными заказчиками технологий, но в лучшем случае слышали в ответ "интересно - но не сейчас". К тому же шлакоотвалы не представляют опасности для природы - просто горы камня. В общем, не первостепенная проблема и задача.

- Это бизнес, и это вполне можно понять. Шлакоотвалы содержат ценные соединения, но пока не пришло время заниматься их коммерческой перереботкой. Зато в процессе общения мы обнаружили реально востребованное направление - это очистка сточных вод. Промышленники говорили прямо: переработка шлаков нам неинтересны, а вот утилизация и переработка жидких отходов - очень даже. Первоначально речь шла о промышленных сточных водах, но зная, насколько это актуально для «хозбытового» направления, мы начали заниматься и этой проблемой. В Оренбуржье, в райцентрах, в сельской местности особенно, практически 95 % очистных канализационных сооружений не работают, стоки идут неочищенными в реки - Сакмару и Урал. Сейчас в регионе практически нет специалистов с базовым образованием, которые будут развивать и обслуживать эти технологии. Учитывая ресурсы центра, мы готовили базу для открытия нового профиля - «Водоснабжение и водоотведение» на кафедре теплогазоснабжения, вентиляции и гидромеханики, которую я возглавляю, - рассказывает бывший руководитель Инжинирингового центра Виталий Демидочкин.

Коррекцию направления развития ИЦ ОГУ согласовали в Минобрнауки. На закупку оборудования, научные работы были выделены часть денег из выигранной субсидии, работа закипела. Была подготовлена еще одна заявка на приобретение приборов и уникального оборудования на 50 миллионов рублей.

- Но ни этих денег, ни оборудования центр не увидел. По какой причине, я не буду говорить, но ряд лиц в ОГУ об этом хорошо осведомлены и понимают, о чем речь, отмечает Виталий Демидочкин.

К слову сказать, в тоже же время новое оборудование появилось в Центре коллективного пользования (ЦКП), который до недавнего времени возглавлял проректор по науке Сергей Летута. Для понимания: ЦКП - организация, которая предоставляет в аренду или для разового использования редкое, дорогостоящее или уникальное оборудование, которое бывает нужно коммерческим организациям. В очень условной форме - что-то вроде "взять микроскоп напрокат". Разумеется, услуги ЦКП стоят денег, и немалых - Центр на этом неплохо зарабатывает.

- Я подошел к проректору по науке, сказал, что несмотря на завершение работы в Центре инжиниринга, мы не хотим бросать проектно-технологическое направление. Для него в Центр были закуплены компьютеры, специализированное программное обеспечение, стенды для физического моделирования процессов водоподготовки и очистки сточных вод. Раз не будет центра, то учёная группа готова продолжать работу на нашей кафедре, тем более, что львиная доля исследований и расчётов технологии уже была выполнена. Пусть даже в ущерб собственным зарплатам, так как ставок Центра тоже не будет. Я попросил передать это оборудование нашей кафедре, чтобы сохранить коллектив специалистов и студенческую проектную группу и продолжать развивать направление. Но получил отказ. По большому счету, руководство вуза дало понять, что им не интересен наш образовательный и проектно-технологический процесс, да и кадры тоже. К сожалению, сейчас мы уже не говорим об открытии нового профиля на кафедре. Все специалисты, которые бы смогли участвовать в этом, не планируют продолжать работу в ОГУ, - продолжает рассказ Демидочкин.

Ненужный проект

Между тем, проблема очистных сооружений перекликается с региональной и федеральной повесткой. В конце марта Оренбург посетили министры природы РФ и Казахстана, которые высказали озабоченность проблемой спасения Урала. Помимо катастрофического обмеления сегодня оренбуржцы наблюдают небывалое загрязнение реки. И пока чиновники думают над решением проблемы, группа энтузиастов в Оренбурге уже приступила к разработке технологий и проектной документации очистных сооружений. И сразу же получила по рукам.

- Мы четыре года с настоящей сплоченной командой днями и ночами занимались центром. За это время мы могли бы работать над своими докторскими диссертациями, но тратили время на стратегический проект университета. Мы получали копейки, но работали на перспективу, надеясь, что наша технология водоочистки будет востребована и её будут закупать. В общем, учились зарабатывать деньги. Сейчас вся команда говорит: "Как же так?". Мы положили все силы на это дело, преодолели все камни преткновения, нашли потенциальных заказчиков. А тут пришли новые люди, которые сказали: "Отдайте оборудование!". Это очень печальный урок всем - вы можете сколько угодно тратить свои силы и время, а потом люди, преследующие свои личные интересы, скажут, что вы не угодны. Мне очень обидно за своих коллег, которых я вовлек в данный проект, а теперь они оказались лишними, - говорит бывший руководитель Центра.

Сейчас Центр инжиниринга возглавил Сергей Бойко, ранее занимавший должность директора Центра стандартизации, метрологии и испытаний в Оренбургской области. Бывший руководитель Виталий Демидочкин покинет Оренбург летом.

- На примере той ситуации, что сложилась вокруг нашей команды, могу сказать, что летом Оренбург покинут минимум шесть молодых специалистов, которые способны решать производственные задачи, из них четыре кандидата наук. При этом эти люди сами себе зарабатывали на жизнь и создали для университета структуру, которой никогда здесь не было. Но теперь у людей забрали их дело и перспективу самореализации, - считает Демидочкин.

Что будет с центром?

После нашего разговора с Виталием Демидочкиным стало известно, что Межведомственная комиссия рекомендовала ректору ОГУ закрыть работу Инжинирингового центра. Соответствующий документ попал в распоряжении редакции 56orb.

Однако в пресс-службе ОГУ информацию о закрытии Инжинирингового центра опровергают.

- В штат вводится восемь дополнительных ставок, три человека уже приняты на работу. В центре есть все необходимое оборудование, есть кадровый ресурс. Мы ведем активную работу по сотрудничеству со сторонними организациями, уже есть несколько заказчиков, - сообщил Сергей Бойко, нынешний руководитель Центра.

Однако Бойко подтвердил, что направление Демидочкина и его начатые разработки в технологии очистки сточных вод промышленных предприятий и бытовой канализации в Инжиниринговом центре развиваться не будут.

- Вода - это не про нас. Этим вопросом занимался прошлый руководитель, сейчас вектор сменился в сторону геологоразведочных работ, - резюмировал Сергей Бойко.

Отметим, окончательное решение о судьбе подразделения предстоит принять руководству вуза, которое намерено развивать Инжиниринговый центр. Закрывать или нет - последнее слово за новым и.о. ректора ОГУ Сергеем Мирошниковым.

Справедливости ради добавим также, что история с инжиниринговыми центрами в вузах России в целом вышла не совсем удачной. С 2014 года из 46 открытых ИЦ половина уже не работают. Причём часть не начинала работу и вовсе. Где-то не нашли кадров, где-то не хватило знаний. Инжиниринг - это не только работа в лаборатории, это ещё и маркетинг, и продвижение, и умение преподнести свой продукт, который ещё только предстоит разработать, компании-заказчику.

В Оренбурге, как видим, тоже пытались - но пока неудачно.

Подпишитесь