Posted 1 апреля 2021, 11:07
Published 1 апреля 2021, 11:07
Modified 17 октября 2022, 16:44
Updated 17 октября 2022, 16:44
В одном из интервью Авена прозвучала фраза, что он хочет сделать столицу Латвии более узнаваемой в мире, чтобы она привлекала множество туристов. Для этого он собирается вложить более 4 млн долларов в будущий музей русской живописи ХX столетия, сумма названа без учета стоимости картин. В коллекцию бизнесмена сейчас входят полотна Шагала, Кустодиева, Кандинского, Коровина и других известных русских художников. Forbes оценивает ее в $500 млн, пишут «Новые известия».
Следует отметить, что недавно (в феврале текущего года) Латвия приняла закон, разрешающий беспрепятственный ввоз любых произведений искусства. А вот вывозить из страны подобные предметы можно только после разрешения специальной комиссии. Она проверяет в том числе законность приобретения, при этом если открывается частный музей, то уголовное право не действует на предметы его коллекции. Журналисты считают, что председатель совета Альфа-Банка пытается использовать именно эту лазейку.
В РИА «Катюша» пошли дальше и заявили, что Авен спешно вывозит свою коллекцию, чтобы избежать проверок, в результате которых часть ее может вернуться государству.
Жемчужиной своей коллекции миллиардер считает работы латышского художника Александра Древина, расстрелянного в 1938 году. После смерти живописца картины хранились в семье Древина, его жена Надежда Удальцова выдавала их за свои, чтобы не конфисковали. В 1997-м на семью художника обрушивается череда несчастий, умирают все мужчины-наследники: сын художника и Удальцовой – Андрей, внук Андрея – Петр и сын Иван. В итоге полотна наследуют три женщины - жена Андрея Вероника Стародубова, их дочь и мать Петра Екатерина Древина и вдова Петра Екатерина Древина-Васильева. Отмечается, что о ценных произведениях, хранящихся в семье, знали многие коллекционеры, в том числе черные.
Дальше начинается детективная история. Сначала, в 2010 году, Екатерина Древина попадает в психиатрическую клинику, при очень подозрительных обстоятельствах. Вдова Петра – Екатерина Васильева – переезжает в квартиру Стародубовой на Мясницкой. Знакомые рассказывают, что Вероника Стародубова в конце жизни страдала болезнью Альцгеймера, поэтому всем в доме заправляла Васильева.
В это же время приехал будущий муж Екатерины Древиной Константин Ясиновский. Васильева воспрепятствовала его встрече с Вероникой Стародубовой и заявила, что она (Васильева) является единственной наследницей. При этом она обмолвилась, что договорилась с врачами клиники, в которой содержится дочь Стародубовой, и что ту никогда не выпишут.
Однако Древина все-таки выписалась, ей помог Ясиновский. Когда женщина вернулась в квартиру матери, то обнаружила отсутствие картин Александра Древина. Состоялся суд, в ходе которого нотариус, заверявший доверенность Васильевой, заявил, что на момент подписания документа картин в доме уже не было. Примечательно то, что сама доверенность действовала менее трех месяцев – с 15 мая по 28 июля 2010 года - дата смерти Стародубовой. Ни до периода ее действия, ни после него Васильева не имела права распоряжаться картинами. Более того, она не могла продавать их, даже имея на руках генеральную доверенность, так как не является прямой наследницей. На сегодняшний день неизвестна судьба примерно 10 работ Древина и еще ряда произведений, хранившихся в его семье.
Перенесемся в 2015 год, в Ригу. Там прошла выставка русских авангардистов XX века, часть картин предоставил Петр Авен. Просматривая каталог выставки, Екатерина Древина обнаружила несколько картин, пропавших из их дома. Работы были проданы Васильевой, причем сделка была явна незаконной. Как говорилось выше, она не является прямой наследницей.
«Новые известия» обратились за разъяснениями к Петру Авену и в Минкульт, выдающий разрешение на вывоз картин.