Posted 11 февраля 2021, 05:27
Published 11 февраля 2021, 05:27
Modified 17 октября 2022, 17:29
Updated 17 октября 2022, 17:29
Выход на внешний рынок сейчас доступен не только крупным заводам и предприятиям, но и субъектам малого и среднего бизнеса. Что нужно для того, чтобы завоевать признание у иностранного покупателя и какие оренбургские товары наиболее востребованы на международном рынке — об этом и многом другом нам рассказали специалисты в этой области — руководитель АНО «Центр поддержки предпринимательства и развития экспорта Оренбургской области» Елена Батурина и заместитель руководителя Центра поддержки экспорта Оренбургской области Константин Бучнев.
Елена Геннадьевна, с чего начать предпринимателю, который хочет выйти на международный рынок?
Начать стоит с исследования маркетингового рынка. Прежде всего нужно объективно оценить свой продукт. Он должен быть конкурентноспособным на территории РФ, либо должен быть изначально мотивирован под экспортные продажи, под какой-то определенный рынок. Если решение о выходе на экспортные рынки созрело, но знаний и опыта не хватает, то лучше всего обратиться за помощью к нам, в Центр поддержки предпринимательства и развития экспорта Оренбургской области.
В чем заключается помощь Центра?
Он берет значительную часть расходов по продвижению товара на себя, но все же Центр это не финансовый институт. Мы закрываем ряд важных для предпринимателя вопросов, начиная от консультации экспертов в сфере внешнеэкономической деятельности до помощи в таможенном оформлении продукции. Специалисты готовы помочь в решении любых правовых вопросов по ведению экспорта и внешней торговли. На начальном этапе мы всегда даем предпринимателю исчерпывающую консультацию по целевым рынкам, помогаем при необходимости подготовить переводы материалов о продукции на любые иностранные языки. В дальнейшем можем оказать содействие в создании сайта в доменной зоне целевого государства. Кроме того, профильные эксперты проводят маркетинговое исследование рынка, на который предприниматель нацелен. Это помогает выяснить, насколько востребован его товар, и определиться с выбором ниши на внешнем рынке. Мы можем заняться определением контрагента в нужной товарной группе и организовать участие бизнесмена в выставочно-ярмарочных мероприятиях в любой стране мира. Значительную часть этих услуг по правильному позиционированию товара на международном рынке мы оплачиваем за счет Центра поддержки предпринимательства и развития экспорта Оренбургской области.
Константин Владимирович, что чаще всего Оренбуржье поставляет на экспорт и в какие страны?
Мы поставляем на экспорт продукцию пищевого производства, сельского хозяйства, товары промышленного назначения. Но все же значительная часть внешних поставок приходится на продукты питания. Промышленные товары, машины, станки продвигать несколько сложнее и дольше, так как к таким товарам предъявляются очень серьезные требования по сертификации. Однако и это не станет препятствием для выхода на экспорт. Возможно, понадобится чуть больше времени. Мы тесно сотрудничаем со странами СНГ. Оренбургские товары поставляют в Италию, Германию, Египет, Индию, Китай, США. География присутствия на мировом рынке довольно обширная.
Расскажите о наиболее удачных примерах экспорта? Какая местная продукция востребована у иностранцев?
Таких примеров у нас масса. ОАО «Завод бурового оборудования» при содействии Центр поддержки предпринимательства и развития экспорта Оренбургской области поставил свои установки в Эстонию. Компания «Андреевское подворье» вышла на рынок Китая с поставками уксуса, мармелада и макаронных изделий. ООО «Холти-ритейл», которые производят одежду из овечьей шерсти, вышло со своей продукцией на международную торговую площадку Amazon. В первый же месяц у оренбургского производителя был довольно неплохой пул продаж. Оренбургский бренд «Paper for happy», который производит бумажный наполнитель, тоже довольно успешно реализует свою продукцию за пределами страны. Мы оказали ребятам консультационную поддержку и помогли выйти на несколько международных маркетплейсов. Тюльганскому электромеханическому заводу мы помогли в заполнении таможенной документации. Теперь они поставляют свою продукцию в Грузию и Молдавию. СГЦ «Вишневский» с нашей помощью стал поставлять свинину и другую мясную продукцию во Вьетнам.
Как изменилась ситуация с продвижением товара на международные рынки в период пандемии?
Из-за ограничений процесс усложнился? Пандемия коронавируса, безусловно, наложила свой отпечаток на развитие экспорта в области. Прежде всего это коснулось способов позиционирования товаров. Если раньше одним из самых успешных и действенных вариантов продвижения продукции были международные выставки и ярмарки, то в пандемию этот процесс постепенно перешел в онлайн. Все запланированные массовые мероприятия из-за коронавируса отменились или перенеслись. Теперь «качают» электронные международные торговые площадки.
Как еще в центре планируют стимулировать развитие экспорта кроме завоевания международных маркетплейсов?
Мы выступили с инициативой создания Деловых клубов, торговых представительств Оренбуржья и Казахстана. Это будет взаимный обмен бизнес-идеями, торгово-выставочными площадками. В дальнейшем планируем работу такого клуба масштабировать. Пул экспортеров, готовых работать с казахстанскими коллегами, у нас уже сформирован и постоянно расширяется. Аналогичная работа ведется и со стороны наших партнеров.
Елена Геннадьевна, с какими опасениями к Вам чаще всего обращаются предприниматели и почему оренбуржцам все-таки не стоит бояться заявить о себе на весь мир?
Многие предприниматели считают, что экспорт — очень сложно. На самом деле это проще, чем кажется. Мы готовы развеять все сомнения предпринимателей и подключиться к помощи на любом этапе продвижения товара на внешний рынок. Мы оказываем экспортерам малого и среднего предпринимательства полноценную поддержку. От них требуется только регистрация на территории Оренбургской области и желание сотрудничать с Центром поддержки предпринимательства и развития экспорта Оренбургской области.