Posted 6 января 2021,, 09:57

Published 6 января 2021,, 09:57

Modified 17 октября 2022,, 17:03

Updated 17 октября 2022,, 17:03

Оренбургский депутат порекомендовал министру здравоохранения вернуться на родину

6 января 2021, 09:57
Сегодня в редакции 56orb мы беседуем с депутатом областного Законодательного Собрания Владимиром Фроловым, который настаивает на пересмотре политики регионального министерства здравоохранения.

— Владимир Иванович, здравствуйте. Семь лет назад вы были пациентом больницы. Как же так получилось, что вы попали к хирургу?

— 27 декабря 2013 года случился приступ желчекаменной болезни. Жена вызвала скорую помощь. Врач посмотрел меня и настоял на госпитализации. Попал я в больницу имени Пирогова. Там мою боль сняло, как рукой, и я настоял на выписке. Но уже 30 декабря произошел второй, просто чудовищный приступ. Я не мог даже пошевелиться, совсем был беспомощным.

Супруга вновь вызвала скорую. Медицинская бригада опять отвезла в Пироговку. Меня осмотрел зам. главного врача, начальник хирургической службы больницы Александр Солостин. Он-то и предложил операцию по удалению желчного пузыря с камнями, ведь мучения мои не прекращались.

Операцию делали около двух часов. Благодаря «золотым рукам» врачей я жив-здоров и сегодня. 4 января 2014 года я выписался из больницы. Мне сказали что можно есть и пить, как постепенно давать себе физнагрузки, и отпустили домой. Спасибо им за это большое.

— Каждый год правительством Оренбургской области закупается дорогое медицинское оборудование. При этом в больницах, поликлиниках и ФАПах не хватает, как вы сами говорите, «врачей от бога». В чем кроется причина такого положения вещей? И не кажется ли вам, что региональную систему здравоохранения переводят на коммерческие рельсы?

— Новое медицинское оборудование, которое закупается, к сожалению не решает многих проблем здравоохранения. Главное, что было и есть — наличие в больницах специалистов. То есть, врачей, медсестер, санитарок. А их банально там не хватает, потому что чиновники заигрались в оптимизацию. Сократили кого можно и нельзя под предлогом повышения размера фонда зарплаты.

Считаю предыдущую реформу здравоохранения 2010-2018 годов, которую продвигала в регионе тогдашний министр Тамара Семивеличенко преступлением против здоровья и жизни людей. И особенно подчеркну, в сельской местности.

Пока не начнут решаться вопросы комплексной подготовки квалифицированных медицинских кадров и прикрепления выпускников медицинских вузов к их первому месту работы, корректировки в сторону увеличения размера окладов хотя бы на 50% для работников сельских больниц, своевременного обеспечения жильем и выплаты «подъемных», ничего в глубинке не улучшится. Должна быть принята комплексная программа привлечения врачей и фельдшеров, организация их работы после вуза, а не только программа «Земский доктор» или «Земский фельдшер», об эффективности которых споры идут до сих пор. Поэтому еще раз подчеркиваю, главное сейчас — люди. Медицинские работники, их устройство жизни, первое рабочее место. Все остальное - второстепенно.

— У каждой системы имеются свои плюсы и минусы. Давайте себе представим, что Фонд обязательного медицинского страхования лопнул, как мыльный пузырь. К чему это все приведет, если вспомнить недавнее решение председателя Правительства РФ Михаила Мишустина об изъятии из регионального Фонда 1, 5 млрд. рублей?

— Считаю, что Фонд ОМС не нужен в принципе. Как указано в ст. 41 Конституции РФ — в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь должна быть бесплатной. Нельзя ставить во главу угла зарабатывание денег больницами. Нужно вернуться к государственному финансированию без всяких платных услуг.

- Это возможно?

- Да, но для этого финансирование федеральной системы здравоохранения следует увеличить до 7-8% от общего валового внутреннего продукта страны, а не оставлять 3,2%, как это происходит сегодня. К слову, планка мной взята отнюдь не с потолка. Это требование Всемирной организации здравоохранения, с которым в Москве до сих пор не считаются. Чтобы не было никаких нахлебников в виде страховых компаний, а зарплата у российских медработников была бы, как у государственных служащих.

— В эти выходные наблюдал такую картину: по дороге в поселок Красный Коммунар сломался автомобиль скорой помощи. Час эта машина простояла на дороге без дела. Что вам известно о проблемах оперслужбы, которые годами никак не решаются?

— Министр здравоохранения области Татьяна Савинова начала новую реформу системы здравоохранения, которая неминуемо ухудшит медицинскую помощь населению. Еще 19 сентября прошлого года я написал ей открытое письмо, ведь она объединяет под одну больницу (Межмуниципальный центр, а их в области 14) все районные, превращая их в филиалы. А это ведь почти то же самое, когда в 2012 году массово ликвидировали участковые больницы и закрывали койко-места в стационарах с переводом этих медучреждений в амбулатории и последующим сокращением ставок врачей и медсестер.

На начало 1999 года в Оренбургской области было 19 тысяч койко-мест в стационарах больниц. Сейчас их только 11,5 тысяч. Дефицит врачей в 2010 году был 1770 человек, а сейчас, когда почти в два раза сокращены стационары (было 78 участковых больниц, осталось 9 с 5-15 койками в них), и массово закрыты десятки лечебных отделений в районных и городских больницах, дефицит врачей сохраняется. Это порядка 1500 человек, из которых 48% не хватает на востоке региона. Возможности у главных врачей финансировать своевременный ремонт автопарка скорой нет, ибо Фонд ОМС это не финансирует равно, как и ремонт самих медучреждений. И что остается делать? Только ставить «ценник» на услуги больниц.

— Вас в Заксобе недолюбливают за критику вице-губернатора, министра Татьяны Савиновой, намекая на вашу к ней антипатию. Так ли это на самом деле или причины в другом?

Что касается «антипатий» к новому министру здравоохранения Татьяне Савиновой. Я не знаю её личных качеств, но уже разобрался в профессиональной непригодности к замещению должности министра. Не может обычный врач, а затем чиновник Горздрава среднего звена руководить министерством. Ей нужно учиться организации здравоохранения, а это годы и практика на должностях заведующего отделением, главного врача. Увы, но ничего этого в "багаже" у Савиновой нет, поэтому она и не в состоянии правильно оценить и принять решение когда необходимо. Она просто не соответствует должности министра именно как организатор здравоохранения. У меня нет и не было к ней никаких «антипатий» как к человеку, но есть серьезные претензии как к министру.

— Вы были военнослужащим, умели держать высоту, пилотируя самолет. А какую планку следует держать в оренбургском здравоохранении, чтоб не рухнуть в тартарары?

— Для того, чтобы не «рухнуть» с высоты, я бы рекомендовал Татьяне Савиновой оставить должность министра и вернуться назад в Екатеринбург. Невозможно учиться руководить тому, кто не обладает нужными качествами, опытом работы в нужных должностях, не прошёл все ступени роста, а пришел на должность по решению кого-то, кто это решил, исходя из каких-то своих субъективных представлений о здравоохранении. В данном случае, губернатора Дениса Паслера. На мой взгляд, его кадровая политика пока далека от интересов большинства оренбуржцев.

— Медобслуживание в 2013 году и сегодня, оно для вас одинаковое или разница есть?

— Медобслуживание не улучшается, а становится все более затратным для областного бюджета. В нынешнем году это почти 40 млрд. рублей, а толку? Нельзя мерить лечение только деньгами, так как у каждого пациента свой путь выздоровления. Это не учитывается в стационарах из-за жестких нормативов Минздрава. Смертность в Оренбуржье растет, рождаемость быстро снижается. Люди бегут от низких зарплат, неопределенности, и нередко уезжают из нашего региона в другой. За год это бегство не остановлено. Это ведь не обещания раздавать направо и налево. Должна быть внятная позиция по каждому. а не только болевому вопросу. И кадровая политика, которая понятна всем.

— Будь вы министром здравоохранения, на что бы обратили внимание, в первую очередь, а какие бы задачи стали выполнять потом?

Я не могу быть министром здравоохранения, ибо я не прошел «лестницу» от терапевта до главного врача медучреждения. Одно я точно знаю, что опытный руководитель начал бы со своих заместителей, руководителей управлений, их целесообразности в Минздраве, сокращения расходов на управленческом аппарате.

В 1989 году в главном управлении здравоохранения Оренбургской области было 29, 5 штатных единиц, которые руководили всей системой здравоохранения области, в которой было 313 медучреждений. Прошли годы, ныне их лишь 103. Но численность персонала в региональном Минздраве выросла уже до 151 человека. Все они, естественно, бюджетники.

— О каких проблемах здравоохранения вам рассказывают в городах и селах, где бываете? Самый вопиющий, на ваш взгляд, случай?

— Люди говорят и пишут мне, в основном, о случаях отказа в медицинской помощи. Так, в январе–ноябре прошлого года я писал Татьяне Савиновой о необходимости проведении тщательных проверок, но делалось это поверхностно. Внятных, обоснованных ответов на поставленные вопросы, я считаю, нет.

Теперь, с декабря прошлого года, я пишу только прокурору Оренбургской области. Чтобы проверки проводились не тяп-ляп, а виновных в нарушениях действительно, привлекали к ответственности.

28 декабря я обратился уже к новому прокурору области Руслану Медведеву, сообщив ему о факте неоказания медпомощи 27-летнему гражданину из Кувандыка. Мужчине отказывали в госпитализации, начиная с 30 октября по 3 ноября прошлого года. Днем позже он скончался в реанимации, на 4-й день от пневмонии, поражения печени и других внутренних органов.

Об этом вопиющем случае мне сообщила бабушка скончавшегося. Она требует проведения тщательного расследования, а чиновники навстречу не идут. Я не мог остаться к ней безучастным. Ситуация, согласитесь, шокирующая. Намерен заниматься этим вопросом и дальше.

"