Posted 21 декабря 2020, 17:16
Published 21 декабря 2020, 17:16
Modified 1 декабря 2024, 08:38
Updated 1 декабря 2024, 08:38
Этот дом прочно вошел в историю Оренбурга. Именно здесь, на улице Советской, 1, когда-то учился первый космонавт Земли Юрий Гагарин, ковались кадры для военной авиации. Но с 1993 года здание Министерству обороны России не нужно. Смотришь на обшарпанные стены и не веришь: как же так могли поступить?
Только общественники взывают к здравому смыслу. Просят вернуть летке старое доброе имя. Но активистов не слушают, а когда те пытаются протестовать, проводя массовые акции — штрафуют. Нельзя! Коронавирус! А тем временем в кабинетах областного правительства придумали, как сделать неликвид привлекательным. Бывшую летку решено превратить в гостиницу премиум-класса.
На днях соцсети взбудоражили картинки. Там наша старушка-летка выглядит как самый навороченный отель! Однако главный архитектор Наталья Ибрагимова уверяет: это не ее работа. И даже департамент, который возглавляет, оказывается, ни при чем. Просто кто-то оголил идею, которую чиновники в принципе не отвергают.
— Вопрос Гагаринской летки невероятно актуальный, мы им занимаемся с прошлого года. Инвестор пока что не найден, но тенденция развития именно этого направления (гостиницы), она осталась. Прокомментирую то, что сама вижу в социальных сетях — это какие-то проекты, якобы разработанные на месте или вместо летного училища. В департамент не поступало ни одного такого проекта. Мы не встречались с архитекторами, кто разрабатывал эти проекты, и не обсуждали подобного рода перестройки. И я подчеркну, что невозможно сделать этот проект по многим причинам. Первое, что он вызывает — это отторжение. Потому что так работать с объектом культурного наследия, даже если ты архитектор и достаточно свободен в своем творчестве, невозможно. И хочу сказать, что возвращаясь к своему посылу открывать авторов-архитекторов этих проектов, туда это необходимо сделать, чтобы мы не в пустоту говорили кто же способен был сделать такой проект и представить его на всеобщее обозрение, а конкретно знали персону, лицо архитектора, который смог бы и имел мужество свое решение тогда защитить. Потому что, еще раз повторюсь, департамент не получал такие проекты, — пояснила Наталья Ибрагимова в ходе пресс-конференции.
Впрочем, чья-то идея, пусть и неудачная, не отменяет планов по созданию гостиницы на месте «лётки» в принципе. И воплощать их придётся именно Ибрагимовой, ведь уже в январе 2021 года она, скорее всего, возглавит новое министерство в составе областного правительства.
— Есть разные возможности использования старых зданий, объектов культурного наследия. Здание, которое у нас сейчас находится в виде летки (дословная цитата, прим. ред.) — пятиэтажное, которое по своему функционалу было кадетским корпусом. Там жили кадеты. То есть, оно уже структурно внутри поделено на определенные комнаты и коридорную систему. Гостиничный функционал соответствует планировочным решениям кадетского корпуса — это тоже коридорная система и номера. Поэтому функционально, это максимально интересное использование, которое можно было бы предложить, и так же гостиница — это тот вариант использования, который может предложить хорошую экономическую составляющую для инвесторов. Чтобы вложить большое количество средств, их безусловно надо будет потом как-то окупать, — логично излагала архитектор.
У Натальи Ибрагимовой уже есть общая концепция:
— Это гостиница, которая включает в себя 153 номера и включающая в себя музей космоса. Занимает он 950 квадратных метров, так что историческая составляющая сохранена. Все инвесторы сказали, что это очень интересная мысль. Другой вопрос, что не каждый готов ждать 15 лет окупаемости объекта. Поэтому не быстро и нелегко их (инвесторов) найти, — посетовала Наталья Николаевна.
Ну, а пока инвесторов всё нет, со стен здания бывшего училища отваливается штукатурка, а крыша местами течет. Так не проще ли тогда обратиться к министру обороны Сергею Шойгу? Это же не он тогда, в 1993 году, отказывался от Гагаринской летки. Ибрагимова уверена, что нет.
— Есть определенные нормативы — планировочные, градостроительные для проживания детей, которые не позволяют нам использовать это здание как образовательное. Для воспитания тех же кадетов или еще каких-то профилей. Это первое. Второе. Там нет совершенно территории, где можно было бы организовать плац. Это тоже одна из причин, почему мы не рассматриваем такую возможность, хотя до этого мы ее обсуждали и рассматривали с министром образования, но к сожалению, были вынуждены от этой идеи отказаться. Других функций, кроме как размещение гостиницы, какая бы функция могла бы привлечь инвестора, не нашлось. Мы привлекали российскую гостиничную ассоциацию. Они нам делали финансовую модель примерную. Все операторы, достаточно крупные, были согласны что инвестиционный потенциал у Оренбурга есть и гостиницу размещать было бы можно, она функционировала с финансовой точки зрения успешно. Только вопрос в том, чтобы найти инвестора. Операторы были готовы зайти. Они считают, что у нас есть необходимость в подобных гостиницах подобного уровня и с точки зрения туристического потенциала, и с точки зрения существующего гостиничного фонда.
Странно, конечно. Сотни же курсантов как-то в этой летке учились? С плацем и строевой проблем у них не было. Тренировались, имелся хороший спортзал. И город был при этом кузницей кадров для армии. А что оставим потомкам? Кучу «крутых» гостиниц?
ДОСЛОВНО
Депутат Законодательного Собрания Оренбургской области Владимир Фролов:
— В Оренбурге воочию видны приоритеты нынешней власти — на Беловке рядом находятся новый пятиэтажный «дворец» управления ФСБ и заброшенное, разваливающееся здание легендарной Гагаринской летки, памятника истории и культуры.