Posted 1 ноября 2020, 17:47
Published 1 ноября 2020, 17:47
Modified 17 октября 2022, 16:57
Updated 17 октября 2022, 16:57
По иронии судьбы день, когда должны были резаться праздничные ленточки и звуки фанфар разлетаться над новенькими асфальтовыми проезжими частями и тротуарами, пришёлся на праздник Хэллоуина. Таковым он и оказался — концентрация ужаса на строительных площадках зашкаливала. И для этого совсем необязательно было вешать «голову ужасного Джека» из тыквы и страшных костюмов. Достаточно было просто прогуляться и посмотреть, куда закопали рекордные для Оренбурга деньи, выделенные на реконструкцию дорожной и рекреационной сети города.
Самым крупным — и самым ожидаемым для сдачи объектом в городе стала улица Туркестанская. В рамках нацпроекта практически всю её на протяжённости в 2,5 километра должны были переложить, реконструируя тротуары и ливнёвую канализацию. На ремонт выделили почти четверть миллиарда рублей, то есть по 100 тысяч на каждый метр. Более чем щедро!
С лета улицу секциями закрывали для движения. Наконец, с сентября проезд по ней был перекрыт полностью. Лишившись одной из ключевых магистралей в центре, город стал утопать в автопробках. Но водители пока мирились с этим, надеясь — вот дотерпим до 1 ноября, и тогда — полетим по новенькому асфальту, как Шумахер по автобану!
Увы и ах. На сегодняшний день Туркестанская по-прежнему остаётся закрытой для движения. Асфальт на проезжей части вроде как положили, но вот с тротуарами — беда.
Бдительные оренбуржцы с удивлением замечают: а что же с перепадами высот? Не нужно быть инженером-метрологом, чтобы увидеть: старый тротуар по уровню намного выше, чем нынешнее дорожное полотно. Даже если предположить, что его заасфальтруют, то как люди будут спускаться и переходить улицы, например, зимой, в снег и гололёд? Тут же настоящая горка будет.
Аналогично и с остановочными карманами общественного транспорта. Разный уровень серьёзно осложняет посадку-высадку в автобусы.
Известный оренбургский блогер Андрей Лысенко уже готов помочь тем оренбуржцам, кто, не дай Бог, получит травмы при прыжках по таким трамплинам — предлагает готовые образцы исковых заявлений в суд.
Впрочем, и это ещё не всё. Обещанный ремонт ливнёвой канализации тоже вызывает сомнения. Оренбуржцы ранее уже выкладывали видео с работой ливнёвки, но формально пока предъявлять дорожникам было нечего — сроки-то не вышли. Теперь же — совсем другой коленкор.
Корреспондент 56orb прогулялся в день «дорожного Хэллоуина» и по улицам Правды и Комсомольской, расположенных в историческом центре города. Страха и ужаса тут хватает не на один День Всех Святых.
Фото говорят сами за себя: развороченные тротуары, кучи грунта и бордюрные камни, которые даже ещё не все распаковали из заводской упаковки. В общем, как говорили в старину — не у шубы рукав.
И это ещё дорожникам этой осенью крупно повезло: в последние два месяца дождей было минимум, стояла относительно тёплая и сухая погода, которая позволяла работать с ударными темпами. Но даже это не помогло. А ведь контракты на ремонты были отторгованы ещё в прошлом году, времени было предостаточно! Почему бить тревогу и сомневаться, что работы вовремя не завершаться, и глава города Владимир Ильиных, и губернатор Денис Паслер начали только в последние недели до сдачи? Неужели раньше не замечали того, о чём медиа-сообщество Оренбурга буквально возопило в соцсетях и СМИ ещё с июля?
Ещё один объект, который точно так и не откроется полностью в срок — улица Комсомольская. Журналисты и блогеры тут ещё в сентябре обратили внимание на ту же беду, что и на Туркестанской: значительное расхождение уровней проезжей части с уровнем тротуаров.
То, что было видно всем неделю назад признала и мэрия: да, после всех дорожно-укаточных работ слой асфальта оказался лежащим существенно ниже запланированного! Чиновники назвали размер перепада в 90 миллиметров, но на фото, как нам кажется — явно больше.
Впрочем, даже и признанные 90 мм — промах значительный. Как остроумно прокомментировал эксперт Денис Веркашанцев, такая погрешность могла получится при замерах дорожного полотна через классический маркшейдерский теодолит 2Т30П с расстояния в 10 километров. То есть это что же, дорогу «намеряли» чуть не из коттеджного посёлка в Пригородном, где и живут главные получатели «нацпроектных» миллиардов?
Впрочем, что там Комсомольская, Туркестанская и Правды: даже улицу 9 января, которая пролегает аккурат за Домом Советов, как раскопали — так и не доделали обратно. А ведь синоптики уже с четверга обещают плотные осенние дожди. Который превратит всё это в непролазное грязное месиво прямо под окнами губернаторской приёмной.
Справедливости ради добавим, что некоторые улицы всё-таки успели реконструировать в срок. Например, улица Аксакова открыта для движения и на ней обновлены и тротуары. Также завершены работы по улице Цвиллинга, ездит транспорт по Салмышской.
Правда, на последней городской магистрали опять не всё слава Богу: ливень на прошлой неделе показал, что воде некуда уходить, ремонт не решил основную проблему этой дороги. А значит, через пару лет асфальт, на который выделяли почти 100 миллионов рублей, опять смоет, как это уже тут бывало неоднократно.
В целом эксперты объясняют ситуацию с провалом большинства работ по срокам элементарной неготовностью города осваивать столь значительные средства.
— Оренбург максимум, сколько получал в год на ремонт дорог — 500-600 миллионов рублей. А тут нам досталась сумма в четыре раза больше. Конечно, у подрядчиков не было ни техники, ни ресурсов всё это освоить. Типичная болезнь роста, которую мы в любом случае преодолеем, — комментирует председатель комитета по экономике, промышленности, предпринимательству и сельскому хозяйству Оренбургского городского Совета Александр Шмарин.
Но ряд оппозиционных депутатов, в частности, Нурлан Мунжасаров, считает, что ключевая причина в том, что мэрия не смогла организовать работы, халатно подошла к организации торгов и выбору подрядчиков. В частности, ремонты отторговывались крупными лотами в сумме более полумиллиарда рублей. И сделано это было под конкретные фирмы, которые только и могли «проглотить» такой заказ.
Гигантизм же в итоге вышел боком — даже один не доделанный остановочный карман приводит теперь к срыву сроков по всему лоту, объект не принимают целиком.
И тут уже в дело вступает прокуратура, которая неоднократно предупреждала мэрию: вы не успеете! перераспределяйте ресурсы!
Но время увещеваний и предостережений прошло. 1 ноября наступило, и за каждый нацпроектный рубль теперь придётся серьёзно отвечать.