По сообщению издания “Коммерсантъ”, Засов озвучил, что ожидаемый рост экспорта сельхозпродукции в следующем году - порядка пятидесяти миллионов тонн. По его словам, в сложившихся условиях драйвером экспорта являются возобновляемые ресурсы, в том числе зерно. В период пандемии мощное развитие получили три базовые для XXI века отрасли - IT, фармакология и сельское хозяйство.
При этом российская сельскохозяйственная сфера имеет огромный потенциал. В текущем сезоне производители собрали второй по объему в истории урожай. По поводу долгосрочных прогнозов Засов отметил, что за небольшой промежуток времени (10 лет) Россия увеличила экспорт сельхозпродукции в два раза. На сегодняшний день у нас есть точно такой же запас, что позволит увеличить объем экспорта еще в два раза.
Кроме этого, в будущем году можно ожидать увеличения грузоперевозок по железной дороге за счет роста объема сельскохозяйственной продукции, производимой вдали от экспортных портов. Однако в данной отрасли многие операторы сталкиваются с трудностями обслуживания вагонного парка - из-за кризиса ставки на перевозки падают, перевозки становятся невыгодными, поскольку стоимость комплектующих увеличивается, а доход снижается.
Засов считает, что в сложившихся обстоятельствах необходимо найти баланс, чтобы ставки на грузоперевозки хотя бы позволяли покрывать затраты на обслуживание парка. Пока этого не случится, компании, производящие вагоны, будут страдать из-за отсутствия заказов, инфраструктура - из-за невостребованности парка, а операторы - из-за нерентабельности грузоперевозок.
При этом грузовые перевозки по железной дороге намного прозрачнее, чем автомобильные. При отправке груза по ж/д на каждый вагон оформляется вся необходимая разрешительная документация, погрузка осуществляется в строго определенном объеме - например, семьдесят тонн, больше или меньше не допускается. Когда перевозка выполняется автотранспортом, в кузов грузовика с разрешенной грузоподъемностью 24 тонны грузится в два раза больше товара - разница не регистрируется. Тем не менее автомобильным транспортом перевозится большая часть сельхозпродукции, причем порядка 60 процентов в серой зоне.
Засов подчеркнул, что в данной отрасли необходимо восстановить справедливость и поставить всех в равные условия - если один не может осуществлять махинации, то и другой должен находится в аналогичной ситуации.
Засов Константин Львович
Родился в 1970 году в Москве. В 1995 году окончил Московский педагогический государственный университет, в 1996 году — Московскую государственную юридическую академию. С 1998 года работал в должности руководителя департамента ОАО «ПФГ "Росвагонмаш"», с 2001 года совместно c Константином Синцовым занялся железнодорожными перевозками зерна. В 2006 году стал председателем совета директоров ООО «Рустранском» (РТК), с 2008 по 2014 год был гендиректором «Русагротранса», в 2014 году стал президентом ГК РТК. С 2015 по 2018 год — председатель президиума Союза операторов железнодорожного транспорта. Женат, две дочери и сын.
ГК РТК
Железнодорожный холдинг, специализирующийся на перевозке аграрных, лесных грузов, минеральных удобрений. Основан Константином Засовым и Константином Синцовым. Основные активы — зерновой оператор «Русагротранс», «Транслес» (лесные грузы), «ЛП Транс» (минерально-сырьевые и химические грузы), Грузовая компания (промышленно-сырьевые грузы), в области перевозки аграрных грузов — «Азрустранс». Парк в управлении — более 66 тыс. вагонов. Основные акционеры ГК РТК — банк ВТБ, Константин Засов и Константин Синцов. Выручка холдинга от транспортно-экспедиционных операций в 2019 году — 52,5 млрд руб., что на 2,6% больше, чем в 2018 году (51,15 млрд руб.). Других показателей холдинг не раскрывает.