Posted 15 июля 2020, 16:07

Published 15 июля 2020, 16:07

Modified 17 октября 2022, 17:02

Updated 17 октября 2022, 17:02

ФСИН разъяснила, что именно производит «Черный дельфин» в Соль-Илецке

15 июля 2020, 16:07
На прошлой неделе СМИ облетела информация о производстве сгущенного молока в ИК-6, более известной как «Черный Дельфин». В региональном управлении Федеральной службы наказаний сообщили подробности.

«Смертники»

В настоящее время в «Черном дельфине» содержатся 610 осужденных, приговоренных к пожизненному сроку заключения. Шансы, что они когда-нибудь выйдут на волю, сведены практически нулю. Во-первых, режим на этой зоне очень строгий, а во-вторых, она хорошо охраняется.

— На территории ИК-6 налажен пошив спецодежды и обуви. Также заключенные изготавливают различную сувенирную продукцию. За свои труды они получают минимальный размер оплаты труда. Денежные средства перечисляются в Пенсионный фонд, на содержание детей (алиментные платежи, — прим. ред.) и в качестве компенсации материального ущерба пострадавшим, — сообщили представители УФСИН.

«Сувенирку» продают в соль-илецком магазине УФСИН. Но в последнее время на полках все чаще можно увидеть «сгущенку» и свежайшую выпечку — хлеб, пирожные, булочки. Это тоже производит зона, только уже не строгая, а поселение. Ее-то и путают с участком содержания «пожизненников». Или, как принято их еще называть, «ПЛС» (пожизненное лишение свободы).

«Поселенцы»

Кроме «пожизненников» на строгом режиме содержатся еще 112 человек. Это тоже заключенные, приговоренные судами к разным срокам, но за менее тяжкие преступления. Будь отменен мораторий на смертную казнь, их бы эта злая участь даже не коснулась. Потому и шанс на освобождение есть. Тропинка проложена через колонию-поселение.

— На прошлой неделе в СМИ появилась информация о производстве сгущенного молока в «Черном дельфине». Это неправда, непосредственно на участке ПЛС сгущенку не производят. Делают ее в колонии с ослабленным режимом, где содержатся 58 человек. То есть, «поселенцы», — расставил точки над «i» официальный представитель регионального УФСИН. И пригласил журналистов в Соль-Илецк на экскурсию. Ведь одно дело — слухи и домыслы, и совсем другое — увидеть все своими глазами.

Экскурсия

Для начала нас отвезли в поселок Чашкан, чтобы показать производство яблочного сока в соль-илецкой ИК-12. Что сказать? Стерильный мини-заводик, к которому ведет ужасная грунтовая дорога. Пока мы ехали по этой «гребенке», наши зубы стучали, несмотря на жару.

Одноэтажное здание приспособили под выпуск натурального продукта для колоний. Одна линия работает на внутренние нужды УФСИН, покрывая потребность зон в витаминном и дешевом напитке. А другая работает уже на розничные торговые сети. Отпускная цена литровой картонной коробки просто смешная, 24 рубля.

— Оборудование здесь российское. Технология производства — итальянская. Производим яблочный сок по ГОСТу. Всего это пока что два вида. В первом случае сок разливается асептическим способом в полиэтиленовые пакеты емкостью 3, 5 и 10 литров. С территориальными учреждениями ФСИН заключены контракты на 770 тонн сока. Пакуется он в картонные коробки и потом транспортной компанией отправляется на базы хранения. Также с целью выхода на внешний рынок нами было приобретено дополнительное оборудование. Сок разливается в коробки ПЭТ-пак и поступает в розницу. В Оренбургской области мы третья организация, которая использует этот вид упаковки, — сообщил начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России по Оренбургской области Сергей Гаврилов.

Срок хранения сока в асептических упаковках — один год. Их выпускают по 1000 литров в час. В картонных — до 6 месяцев. Таких коробок с конвейера сходит 400 за аналогичный промежуток времени.

В первом случае сок в тару заливают закрытым способом, а во-втором — открытым. Каждая партия проходит сертификацию, по итогу которой составляется протокол испытаний.

Кто делает тюремные «вкусняшки»

В ходе экскурсии журналистам предоставили возможность пообщаться с осужденными. Одним из них оказался 30-летний мужчина с редким именем Миржан. Под грохот станка он признался, что раскаивается в совершенном преступлении.

— К какому сроку вас приговорили?

— Один год и шесть месяцев.

— За что?

— Можно, я не будут отвечать на этот вопрос?

— Вы раскаиваетесь?

— Да, я осознаю свою вину. Погибли ни в чем не повинные люди.

— Что у вас с пальцами?

— Это детская травма.

— Какие слова вы хотели бы передать своим родным и близким?

— Я вас всех люблю, очень-очень скучаю и надеюсь на лучшее.

Миржану 30 лет. Это высокий, худощавый мужчина, который отбывает срок. Фаланги пальцев на левой руке отсутствуют, как будто их стесали топором. Однако это не ничуть мешает осужденному. Со своей работой он справляется на «отлично».

Еще один производственный участок базируется в Соль-Илецке. Расположен он на задах ИК-6, известной в России как «Черный дельфин» из-за фигур перед входом. Центральный вход зоны сейчас на ремонте и туда не впускают. Лужайка около статуй пуста. Заступ на нее грозит штрафом в 1000 рублей, о чем предупреждает табличка.

С черного входа, через ворота, можно попасть в колонию-поселение. Куда нас, собственно и повели, дабы развеять слух о «сгущенке».

Действительно, никаких тюремных роб и злющих, исподлобья взглядов. Встретили, как родных, чуть ли не хлебом с солью. И даже угостили мороженым. Вы не поверите, но налажен выпуск трех видов. И это не считая того самого сгущенного молока с морскими млекопитающими на этикетке.

Одним из работников цеха является 29-летний осужденный Виктор Шишечкин. До освобождения мужчине остался один год. И, надо сказать, к этому моменту собеседник подходит серьезно. Смена на участке продолжается 12 часов. Выпускается маргарин, сгущенка, мороженое. Людям свежая продукция нравится. Раскупают ее бойко, как горячие пирожки.

— На это место было много желающих, но с таким оборудованием нужно еще уметь управляться. Учился я примерно месяц, если не больше. Поначалу, когда входил в курс дела, были небольшие сложности потому что много кнопочек всяких и рычажков, но со временем я освоился и начал делать все «на автомате». Продукция наша по качеству гораздо лучше, чем продается в торговых сетях. Она из натурального сырья и сделана только по ГОСТу, — уверен осужденный Шишечкин.

За одну смену, а это 12 часов, цех колонии-поселения при ИК-6 выпускает 1200 килограммов маргарина, 500 кг сгущенки и до 25 кг различного мороженого. Если будут новые заказы, то производство расширят и создадут новые рабочие места. А это шанс для некоторых осужденных начать свою жизнь с чистого листа. Шанс, который дается немногим.

Подпишитесь