Posted 15 марта 2020, 03:19
Published 15 марта 2020, 03:19
Modified 17 октября 2022, 17:02
Updated 17 октября 2022, 17:02
Город встанет в многокилометровых пробках, но водители согласны будут потерпеть, лишь бы забыть о ямах и колдобинах.
Вот только надолго ли? Опыт предыдущих лет показывает, что недавно построенные дороги начинают разваливатся уже буквально через год.
Как мы уже сказали выше, Оренбург в этом году рассчитывает получить беспрецедентные суммы на восстановление убитых улиц и тротуаров. Пока твёрдо известно о выделении примерное 1,6 миллиарда рублей, но мэрия города рассчитывает — будет ещё больше. Если удастся пролоббировать участие во всех программах, то размер финансирования может вырасти почти до 3 миллиардов рублей — никогда прежде город и близко не получал таких сумм за один только сезон.
Впрочем, тут, как говорится, «надо посмотреть». С 2013 года Оренбургу на дорожное строительство выделялось по 300-400 миллионов рублей из федеральной казны, и к 2019-му, таким образом, как раз набежала сумма, сопоставимая с той, что рассчитывает получить город сейчас. Деньги, конечно, поступали не разом, а постепенно. Но и рубль 2013-го года куда как полновеснее рубля 2020-го: инфляцию и девальвацию тоже со счетов сбрасывать не нужно.
Посмотрим, как расходовались деньги на два самых крупных дорожных проекта последних лет. Это реконструкция (а фактически — строительство заново) дороги по улице Салмышская в Северо-восточном жилом районе, и два этапа реконструкции проспекта Победы от улицы им. маршала Жукова до Шевченко.
В современных суммах (с поправкой на инфляцию) расходы на оба проекта составили в сумме около 800 миллионов рублей. Но сегодня улица Салмышская развалилась — правая сторона по направлению к Степному представляет собой одну сплошную колдобину. Все машины стараются занять крайние левые полосы — только так ещё удаётся ехать, не рискуя порвать резину на колёсах.
Движение по обновлённому проспекту Победы было запущено в 2014 году, но ещё в 2015-м проводились некоторые завершающие работы. Сегодня дорожное полотно там тоже в неудовлетворительном состоянии: ямы, трещины, колейность. Причём появляться они стали ещё в то время, когда асфальт был на четырёхлетней гарантии. Вот только взыскивать по гарантии деньги было уже не с кого — главный подрядчик работ, ООО «Регион», в 2017 году был объявлен банкротом.
В процессе банкротства и компания «Газпромдорстрой», которая вела работы по улице Салмышской. Правда, здесь ситуация несколько иная — в сентябре 2018-го скоропостижно скончался генеральный директор и главный бенефициар этой компании Николай Скрипаль. После его смерти компания осталась без управления, и как результат — не смогла отвечать по своим финансовым обязательствам.
В 2017 году участок проспекта Победы, который ещё находился на гарантии у ООО «Регион», отремонтировали за 7 миллионов рублей из средств бюджета. За это тогдашний заместитель начальника управления строительства и дорожного хозяйства города Олег Жерельев оказался на скамье подсудимых: процесс по этому делу продолжается и поныне.
Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что с причинами разрушения дорог в Оренбурге не всё так однозначно. Резонные вопросы возникали ещё на этапе проектирования.
Взять ту же улицу Салмышскую. Почему разрушается именно одна — правая — сторона, а другая — более-менее держится? Причина — в отстутствии ливнёвой канализации: её не запланировали изначально, хотя с возвышенности весной льются настоящие реки талого снега, размывая асфальт и превращая низинку у «Фермер Базара» в настоящее море. Ливнёвка спасла бы ситуацию, отводя лишнюю воду, и дорога простояла бы ещё 10 лет без капремонтов.
Но чтобы построить ливнёвку, нужны отводящие арыки или система дренажных труб. И — самое главное — очистные сооружения, чтобы куда-то эту воду сбрасывать.
Но ничего этого в районе СВЖР нет и даже не закладывалось при проектировании самого микрорайона. Вот и получается, что одна ошибка тянет за собой другую, и в итоге всё выливается (в буквальном смысле) на дорогу. Которая теперь просто обречена разваливаться каждую весну.
Интересная ситуация и с проспектом Победы. По плану реконструкции новая четырёхполосная дорога спроектирована с пиковой пропускной способностью в 20 тысяч автомобилей в сутки. Или в среднем — по 18 машин в минуту.
На практике же любой желающий может встать с секундомером в руке и посмотреть — сколько реально сейчас проходит в минуту машин по этому проспекту. Расчёты показывают, что типичный трафик рабочего дня — по 40-50 машин в минуту. Или примерное — по 50 тысяч в сутки. А иногда и больше.
То есть дорога априори работает с трёх-четырёхкратной перегрузкой от норматива. Отсюда и усиленное истирание асфальта, разрушение щебёночной подушки… Добавим плохой вывоз снега, перепады температур — и готово! Прошло всего пять сезонов, а дорога выглядит так, словно её все 15 лет эксплуатировали. Что, фактически, так и есть — при трёхкратном превышении нагрузки ресурс асфальта и основы выработан гораздо быстрее, чем планировалось.
— Конечно, мы знали, когда принимали участие в конкурсе, что будут потом проблемы с обслуживанием дороги. Что проект не соответствует реальным требованиям. Но какой был выбор? Или мы выполняем работу и получаем деньги, или отказываемся — но тогда просто остаёмся без ничего, людей увольняем, технику — на консервацию, — рассказывал корреспонденту 56orb один из подрядчиков работ из бывшей компании «Газпромдорстрой».
Впрочем, только лишь на недостатки проектирования сваливать всю вину за разбитые дороги тоже было бы неправильным. Немало вскрывается и нарушений технологий у дорожников. Использование некачественного асфальта, применение второсортного битума, экономия на дорогих пластификаторах приводят к тому, что дороги реально разваливаются, особенно при тех адских нагрузках, что они испытывают. Одна проблема становится катализатором для другой.
Новый глава Оренбурга Владимир Ильиных уже заявил, что к выбору подрядчиков город в этом году подойдёт с особым тщанием. Но загвоздка в том, что ни у кого из наших крупных дорожно-строительных организаций нет современного высокопроизводительного асфальтового завода.
Асфальт "варят" небольшими партиями, и качество его сильно "плывёт". Причём понятно, что проблему эту закупками со стороны не решить - материал невозможно перевозить на далёкие расстояния.
Вопрос, как говорится, стоит ребром: если местные компании не смогут его решить - придётся звать сторонних подрядчиков. В том числе из Екатеринбурга, где есть опыт работы и ресурсы, которые позволят за месяц-два привезти оборудование и поставить завод.
Всего же, по слова мэра, городу потребуется 5-7 лет, чтобы довести состояние дорог до нормативного уровня.
За одно лето все огрехи, которые копились, не устранить.