Posted 25 января 2020, 09:36
Published 25 января 2020, 09:36
Modified 17 октября 2022, 16:35
Updated 17 октября 2022, 16:35
Как свидетельствуют данные Роструда, только у 27% «высокообразованных» жителей России работа полностью соответствует их специализации. И шутка про выпускника филфака и «свободную кассу» уже никого не смешит — она стала грустной реальностью.
Если раньше на поступление в высшие учебные заведения претендовали только отличники и хорошисты, то сегодня в бакалавры берут абсолютно всех. И даже троечники, которые плохо справлялись со школьной программой, становятся счастливыми обладателями диплома — только заплатите денежки! И не какого-нибудь там ПТУ или колледжа, а университета. Престиж рабочих профессий рухнул, учиться на слесарей, токарей, швей, водителей стало не модно.
В 2000-е все выпускники школ массово шли учиться на юриспруденцию, набирающий популярность факультет «Финансы и кредит», управленческие специальности. Большинство из них и не задумывались о том, где потом применять эти знания на практике. В результате хорошо устроиться смогли единицы, остальным пришлось вынужденно переквалифицироваться. Рынок труда не смог вместить всех банкиров и юристов, которых выпускали оренбургские вузы. Неудивительно, что почти треть россиян среди причин работы не по профессии называют невозможность устроиться по своему профилю из-за нехватки мест.
Разумеется, вряд ли вчерашние школьники в силу возраста отчетливо представляют себе, чем им предстоит заниматься после окончания вуза. Одни выбирают будущую специальность, поддавшись модным веяниям времени, другие — давлению со стороны родителей, которым виднее. Впрочем, веяния на юристов и экономистов постепенно проходят. Сегодня в Оренбуржье новый фаворит и по цене за обучение, и по популярности — это специальность «Землеустройство и кадастры». Как грустно шутят сами студенты, скоро на один гектар по три землемера будет. Но вузы ведут набор, так как есть спрос и родители готовы платить.
Некоторые из выпускников через 5 лет зубрежки в университете понимают, что их специальность уже безнадежно устарела и, чтобы устроиться на приличную работу, придется переучиваться или заканчивать дополнительные курсы. У многих за время долгого обучения не было шанса пройти реальную практику по специальности. Из-за этого выпускники попадают в замкнутый круг — как получить опыт работы, если без этого самого опыта тебя никуда не берут.
Но даже производственная практика не гарантирует того, что со временем не наступит разочарование в выбранной специальности. Как говорят руководители предприятий, встречая у себя новобранцев из выпускников? Забудьте все, чему вас учили в ваших университетах! Знания, которые студенты получают на лекциях, зачастую действительно далеки от реальных условий, в которых придется работать.
Кстати, информация том, какой процент вчерашних студентов крупнейших вузов области сегодня работает по специальности, оказалась тайной за семью печатями.
В Оренбургском аграрном университете в свободном доступе на сайте размещены сведения только о тех выпускниках, которые в принципе смогли после получения диплома официально трудоустроиться. Причем, не обязательно по профессии. Цифры вполне обнадеживающие. Если в 2014 году найти работу смогли только 66% студентов, то в 2019 году этот показатель превысил 78%. Информация о трудоустройстве выпускников Оренбургского госуниверситета покрыта мраком и не разглашается без согласия на то ректора.
Скромная оплата труда — еще одна глобальная причина, по которой выпускники педагогических и медицинских университетов не спешат устраиваться на работу по специальности. Правда, если в институт попал по программе целевого набора, то отработать положенный срок в своем районе все равно придется. Как правило, муниципалитеты «заказывают» учителей, врачей, агрономов.
Только для таких студентов работа превращается в отбывание повинности. Учительские зарплаты, особенно при отсутствии педагогического стажа, по-прежнему мизерные. Для того, чтобы хоть как-то заработать и педагогам и врачам приходится брать сразу по несколько ставок и дополнительные нагрузки в виде классного руководства и ночных дежурств. Не каждый новичок готов преодолевать такие сложности, чтобы просто поднакопить нужного опыта.
Студенты-медики идут в медицинские представители, косметологи и даже нейл-мастера. На маникюре сейчас можно заработать в разы больше, чем принимая с утра до вечера больных на участке в районной поликлинике.
Кстати, по статистике каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу, вообще не требующую высшего образования. Анна закончила медико-профилактический факультет медуниверситета, но по специальности в медицинской лаборатории проработала всего несколько месяцев на практике. Вот уже много лет она успешно зарабатывает, делая маникюр и педикюр оренбурженкам. Сама планирует свой график и устанавливает цены на свои услуги. Для того, чтобы начать работать, ей понадобились только обучающие курсы по ногтевому сервису.
Куда же пойти выпускникам, которые разочаровались в своем деле, которым мало платят и не хотят брать на работу из-за отсутствия опыта или рабочих мест? Как показывает практика, большинство идут туда, где не нужны ни навыки, ни красный диплом.
По данным одного из крупнейших порталов по трудоустройству, более 30% размещенных на нем вакансий касаются области продаж. Спрос на продавцов и менеджеров настолько высок, что соискателей берут на работу без опыта.
Инна, будущий программист, заканчивает в этом году университет. Однако, по специальности она не работала ни дня. Все время учебы она подрабатывала менеджером, потому что на ставку системного администратора прожить не просто. К 5 курсу девушка дослужилась до ведущего специалиста в одном из крупных банков. Вряд ли и после получения диплома она отправится работать в сферу информационных технологий.
— Я не пошла работать по специальности, потому что должность это малооплачиваемая, а к девушкам по профессии «программист» многие относятся скептически. Хотя, безусловно, приобретенные знания по программированию помогают мне и в работе и в жизни. Общество у нас стремится к цифровизации. На любом месте все равно придется сталкиваться с работой на компьютере, — рассказывает она.
Согласно опросу ВЦИОМ, каждый второй житель России сегодня не работает по специальности. Только 51% респондентов трудятся в той области, которой когда-то обучались. Тенденция растущего спроса на продажников и менеджеров, которые сегодня получают больше врачей, учителей и людей рабочих профессий, настораживает. Ситуация вряд ли изменится до тех пор, пока по-настоящему востребованные профессии не начнут достойно оплачиваться.
Подтверждает эту тенденцию и лидер Федерации независимых профсоюзов Оренбуржья Ярослав Чирков:
— В целом по нашим наблюдениям лишь 20-25% выпускников вузов Оренбуржья идут работать по специальности. Такие цифры мы наблюдаем в тех отраслях, где сильны профсоюзные организации и мы владеем информацией о ситуации. Это медицинские работники, это педагоги. Подсчёт простой: мы знаем, сколько выпускается ребят, сколько практику проходят — и видим, сколько их после выпуска приходит на работу. В лучшем случае — лишь четверть. Куда уходят остальные? Вопрос.
Сколько лет уже идёт разговор о создании системы взаимодействия между предприятиями и вузами. Сколько раз нас пытались тоже подключить к этому процессу. Результат нулевой. Высшие учебные заведения в итоге не слушают никого и никому не подчиняются. Что, в общем, и понятно — они принимают абитуриентов на те специальности, за которые им платят деньги.
А как потом будут трудоустраиваться выпускники и насколько насыщен рынок кадрами — это всё вторично. Одним словом, любой каприз — только заплатите!