Posted 20 января 2020,, 08:05

Published 20 января 2020,, 08:05

Modified 17 октября 2022,, 16:35

Updated 17 октября 2022,, 16:35

Александр Самбурский начал реформу экологической службы Оренбургской области

20 января 2020, 08:05
Эксклюзивную информацию об этом 56orb предоставил директор ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» Александр Кофанов.

Экологическую службу в Оренбургской области ждут большие перемены, которые начнутся уже в 2020 году. И все из-за проблем, связанных с загрязнением окружающей среды. Дошло ведь уже до того, что по данным независимых рейтингов наш регион, богатый нефтью и газом, ставят на последние места по чистоте воздуха. А такого быть не должно, считают в Доме Советов.

— С приходом к власти нового губернатора Дениса Паслера региональным министром природных ресурсов, экологии и имущественных отношений был назначен Александр Самбурский, — сообщил 56orb Александр Кофанов. — Это довольно молодой руководитель, ему 39 лет. И первое время мы, естественно, относились к нему настороженно, ведь приехал он из Свердловской области. Однако по прошествии нескольких месяцев твердо можно сказать: он профессионал своего дела.

По словам Александра Кофанова, на совещаниях Самбурский говорит «без воды». Одна из задач, которую он уже поставил перед ГБУ — обеспечение всестороннего снижения антропогенной нагрузки на экологию предприятиями-загрязнителями окружающей среды.

— Главное внимание будет уделено территориям, где в прошлом году и ранее неоднократно фиксировались утечки газа и нефти. В первую очередь, это Ташлинский, Переволоцкий, Новосергиевский Сакмарский районы, а также Сорочинский городской округ, — пояснил директор областной экологической службы. — По этой причине экологи из менее «трудоемких» территорий будут переведены туда, где ситуация требует самого пристального внимания.

Эколог из Асекеевского района Рафаэль Талбеев, скорее всего, сменит место жительство. Специалист из Домбаровского района — тоже. Сами они от этого вряд ли в восторге, но начальство уверяет, что «другого пути тут нет»: или человек увольняется, или соглашается.

Сегодня мы позвонили Рафаэлю Талбееву. С его слов, «письмо счастья» он получил 9 января и испытал легкий шок, поскольку придется ездить «на край географии».

— Мне предложили перебраться поближе к районам с плохой экологической обстановкой, — рассказал чиновник. — На выбор предлагается несколько зон, в том числе Илекский район и Сорочинский городской округ. — Я не против переезда туда, но если будет жилье. Задал им (начальству) вопрос об этом, но ответа нет. Думают наверное, еще… Странно это мне как экологу. Снимают ведь «с якоря» там, где как раз самый нефтеносный район Оренбуржья.

Рафаэль Талбеев — один из 12 экологов, оставшихся в штате ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области». До реформы он курировал всю западную зону — Абдулинский городской округ, Асекеевский, Бузулукский, Матвеевский и Северный районы. А теперь, из-за кучи жалоб, которые подобно цунами накрыли областное министерство, эколога, который знает специфику местности, не будет.

— Я здесь работаю с 2006 года, и знаю каждую скважину. Люди меня знают, а я знаю кто и за что отвечает. А придется, видимо, или ездить каждый день в другой район на машине, или жить на съемной квартире, хотя свое жилье у меня в родном Асекеево, — переживает собеседник.

— Перевод эколога нам объяснили тем, что здесь не особо нефтеносные районы. Якобы ситуация на нефтепромыслах более или менее благополучная. Однако это далеко не так. И в декабре прошлого года мы писали об этом «наверх». Просили оставить нам штатную единицу эколога, но ответа нет и ясности о том, как будут развиваться события дальше, тоже, — сообщили 56orb в администрации Асекеевского района.

В ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» хоть и спешат успокоить, но все же признают: экологи в Оренбуржье — чуть ли не на вес золота.

— Примерно 10 лет назад, до оптимизации, в нашем регионе работала Инспекция по охране окружающей среды. Это 200 человек, включая 60 экологов из расчета на 35 районов и 12 городов с округами. Теперь, после всех минувших трансформаций, осталось лишь ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», как инструмент регионального экологического надзора с работодателем в лице регионального Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, — поясняет Александр Кофанов. — Новая схема работы утверждена. Все жаждут показать свою работу. Главная задача — снизить антропогенную нагрузку и войти в топ-20 регионов по экологической безопасности.

А пока независимые экспертные оценки никак не в пользу улучшений. По данным за 2019 год наш регион из-за плохой экологии ставят на последние места. Это 78 позиция в одном из рейтингов и 83 — в другом. Директор ГБУ это враньем не называет, но не согласен категорически.

— По нашим оценкам, мы где-то в середине должны находиться. Потому что ездили в другие регионы и видели, что ситуация с окружающей средой там ничуть не лучше и не хуже, чем у нас, в Оренбуржье. Чтобы исчезли резонансные события, деятельность ГБУ трансформируют, пусть даже это местами безжалостно, — подводит черту собеседник.

Безжалостно — это о внедрении принципа оказания скорой медицинской помощи. Когда по первому зову на место вредного выброса, утечки или другого ЧП должен незамедлительно выехать штатный эколог указанного ГБУ и автомобиль-лаборатория. То есть, эдакий «тревожный чемоданчик». Поступил звонок — бежишь. Идея эта безусловно хорошая и нужная. Но штат так нужной региону службы пока расширять не планируют, так как это вроде как пока не позволяет бюджет. Зато приобретут один автомобиль — лабораторию. Таковы пока перспективы.

"