О несчастной судьбе некогда одного из самых процветающих комплексов АПК западного Оренбуржья мы рассказывали неоднократно. Когда-то птицесовхоз «Родина» был крупным предприятием, содержавшим свой детский садик, летний лагерь отдыха для детей сотрудников и дававший работу жителям сразу трёх ближайших сёл в Сорочинском городском округе.
С 2011 года фабрика была выкуплена Управляющей компанией «Спектр», бенефициаром которой являлся известный в Оренбуржье предприниматель Гоча Годердзиевич Заридзе.
Под началом «Спектра» предприятие взяло кредит в 750 миллионов рублей в «Россельхозбанке» — якобы на развитие, но в 2013 году объявило себя банкротом. На базе ЗАО было создано новое юрлицо — ООО «Птицефабрика «Родина».
Хозяева фабрики, несмотря на убыточность, жили на широкую ногу. В 2015 году купили на «птичьи» средства шикарный Mercedes-Maybach S-Classe 400 4MATIK почти за 8 миллионов рублей. А когда запахло жареным, «Мерседес» этот был продан за… 250 тысяч рублей некоему Магамадову Сайдхамзату Сейтхасановичу (запомним эту фамилию). То есть шикарный Мерс с кожаным салоном, твин-турбо мотором мощностью в 333 «лошади» и разгоном до сотни за 6 секунд, с раздельным климат-контролем и хай-эндовской «музыкой» продали по цене подержанной Лады Гранты!
Всё это происходило уже тогда, когда работники «Родины» буквально нищенствовали, месяцами не получая зарплату. А их руководители за копейки «нужным людям» продавали такое шикарное имущество.
В августе 2018 года птицеводы объявили забастовку, требуя полного расчёта. В Сорочинск срочно выехал тогдашний губернатор Юрий Берг и, как говорят, по телефону звонил Заридзе требуя срочно выплатить людям все долги. Гоча Годердзиевич пообещал перевести 500 тысяч — с барского плеча.
Впрочем, задержки по зарплате продолжались и далее — в ноябре люди опять вышли на забастовку. «Выцарапывать» свои же собственные, потом и кровью заработанные деньги приходилось буквально с боем.
Между тем дела на фабрике шли всё хуже и хуже. Корма и энергия отпускались в долг. И что самое печальное, не проводилось обновление кросса птицы. Проще говоря, никто не закупал инкубаторное яйцо для выведения новых цыплят. А старые несушки постепенно выбывали по естественным причинам.
С птицеводами летом 2019-го встречался уже новый глава области (тогда — и. о.) Денис Паслер. Министерству сельского хозяйства области была поставлена задача — найти нового инвестора, ответственного и надёжного, который бы выгнал всех мошенников и «прилипал» с предприятия и вывел его на стабильный цикл развития. Тем более, что сорочинская продукция оставалась востребованной, фабрика чудом сохранила костяк коллектива, настоящих профессионалов своего дела. Рентабельность-то бизнеса была хорошей, и кабы не воровство миллионами — давно кормила яйцами и мясом кур весь запад Оренбуржья.
В ноябре прошлого года наконец-то было описано имущество фабрики и назначены аукционные торги. Которые благополучно состоялись подписанием договора купли-продажи с новым собственником, «надеждой и опорой», 14 января этого года. Вот тут-то вскрываются весьма любопытные подробности. Оказывается, победителем аукциона стало некое ООО «Лабазы» с юридическим адресом регистрации в Курманаевском районе области. Причём цену продажи оно умудрилось сбить более чем в два раза, выкупив имущество за 30 миллионов рублей, хотя изначальная оценка была почти в 70 миллионов.
Но самое интересное: бенефициаром с долей владения в 75% ООО «Лабазы» на момент заявления на торги являлся… Сайдхамзат Сейтхасанович Магамадов. Уж не тот ли это самый, кто купил крутой «Мерседес» у «Родины» за 250 тысяч рублей? Фамилия, имя и отчество, не самые распространённые в нашей области, во всяком случае, совпадают.
Вообще говоря, господин Магамадов из «Лабазы» отметился как собственник или генеральный директор в 17 различных агропредприятиях Оренбургской и Челябинской областях. Большинство из которых — банкроты либо стоят на грани банкротства. Как тут не вспомнить хрестоматийного героя — зицпредседателя Фунта из романа «Золотой Телёнок»?
Ещё один любопытный нюанс: предприятие в Курманаевском районе, в селе Лабазы с тем же самым названием — ООО «Лабазы» — в своё время выдавало доверенность на проведение торгов на землю Гоче Годердзиевичу Заридзе. По данным из открытых источников мы не можем утверждать, что это не совпадение имён и названий, но в любом случае — есть о чём подумать.
Эксперты же полагают, что именно Заридзе фактически контролирует ООО «Лабазы», а теперь — и купленную второй раз птицефабрику, пусть юридически прямых цепочек владения и нет. Но это и неудивительно: Заридзе в ноябре 2016 года Арбитражным судом города Москвы был признан банкротом, всё его имущество подлежит продаже «с молотка».
Сейчас на птицефабрике «Родина» идёт забой кур-несушек и продажа мяса. Яйценосный кросс выработал свой генетический ресурс, так как не обновлялся более полугода. Новых поставок инкубаторного яйца для обновления кросса нет, а значит, через пару недель полностью опустеют птичники, будет отключено отопление и электричество, а люди навсегда покинут территорию фабрики.
Что новый покупатель — ООО «Лабазы» — будет теперь делать — непонятно. У так ожидаемого Минсельхозом «спасителя-инвестора» у самого финансовые сложности. С января по требованию налоговых органов приостановлены операции по банковским счетам. Откуда же взять ещё деньги для инвестирования в закупку новых кроссов несушек?
Впрочем, опрошенные 56orb.ru эксперты полагают: с большой долей вероятности выкупленное имущество фабрики будет продано по частям. Корпуса и земельный участок особой ценности не представляют, разве что разобрать на стройматериалы. А вот оборудование, кстати, голландского производства, пусть и не самое современное, зато надёжное, в хорошем, рабочем состоянии, более оборотистые птицефабрики купят с большой охотой.
Но даже если предположить, что будут какие-то попытки возобновить производство, опрошенные нами работники «Родины» в один голос говорят: с Гочей Заридзе они работать не станут ни при каких обстоятельствах. Нахлебались сполна, когда нищенствовали месяцами без зарплаты, унижаясь и выпрашивая свои же деньги. Тогда только собственные огороды не дали умереть с голоду.
Такое — не прощают. И не забывают, как бывший губернатор и сельхозчиновники обещали спасти «Родину».
Не спасли.