Posted 15 сентября 2019, 14:52
Published 15 сентября 2019, 14:52
Modified 17 октября 2022, 16:25
Updated 17 октября 2022, 16:25
Исторический фонд Оренбурга становится настоящим проклятием для муниципальных (да и областных) властей. Сегодня разве что ленивый в социальных сетях и на городских форумах не «топчется» по мэрии, обсуждая разваливающиеся здания старой застройки XVIII–XIX веков.
Недовольна ситуацией с сохранностью ценного фонда и прокуратура. Мы уже ранее писали о том, что надзорный орган выдал соответствующие предписания муниципальным властям. Но пока всё закончилось лишь отписками о том, что «планы реставрации разработаны, идёт поиск инвестора».
11 старинных зданий город и вовсе пытается продать новым собственникам, проводя публичные торги. Самый дорогой лот — нежилое помещение в здании по улице Советская, 3 площадью 754 кв. метра. Некогда здесь располагались адвокатские конторы, приёмная экс-депутата Горсовета Димиля Даминова и ряд других организаций. Но вот уже более двух лет помещение на первом этаже пустует.
Внешне дом выглядит неплохо, но вот внутреннее техническое состояние оставляет желать лучшего. Кроме того, второй этаж остаётся заселённым, и новому собственнику придётся как-то договариваться с соседями о порядке совместного обслуживания своего культурного фонда. Неудивительно, что торги, объявленные по этому объекту и которые должны были пройти на этой неделе, не состоялись — ни одной заявки от желающих обзавестись столь же проблемным, сколь и исторически-почётным зданием, не нашлось.
А вот самый дешёвый лот, выставленный на торги мэрией всего за 1 млн. 200 тыс. рублей, гордо именуется в аукционной документации как «исторически ценный градоформирующий объект исторического поселения регионального значения». Адрес — перекрёсток улиц Бурзянцева и переулка Ивановского 18 и 18А. Нетрудно увидеть, что на деле купить предлагают просто развалины, в ужасающем состоянии. Фактически от дома 18 вообще ничего не осталось.
Стоит ли удивляться, что и здесь сентябрьский аукцион не состоялся?
Или ещё один аналогичный объект, тоже по переулку Ивановскому, номер 23. Особнячок с цокольным этажом продаётся по цене трёхкомнатной «панельки» в Степном — 2 млн. 600 тыс. рублей стартовая цена. Дом, представляющий ценность, стал настоящим бомжатником. Стёкла выбиты, фундамент подмыт и из-за этого сенцы отваливаются. Нужна реставрация — но желающих выкупить объект и восстановить — нет.
Аналогичная ситуация — практически по всем объектам. Исключением стал лишь один из 11 лотов, который всё-таки был продан на торгах и буквально через пару дней должно состоятся подписание договора купли-продажи. Речь идёт о двухэтажном здании по переулку Сакмарскому, 9 / ул. 8 марта, 31, в самом центре, буквально в паре сотен метров от Центрального рынка, рядом с офисом банка «Русь».
Это двухэтажное здание за 3 млн. 149 тыс рублей приобрел единственный участник, заявившийся на аукционе — компания «Недра-К», принадлежащая одному из самых богатых людей Оренбуржья, миллиардеру и бывшему министру природных и имущественных отношений области Михаилу Коннову. Он входит в наш рейтинг состоятельных людей области с личным капиталом в 2,1 млрд. рублей.
Пока непонятно, что будет делать с приобретённым зданием новый собственник, однако, согласно конкурсной документации, его нельзя сносить и перестраивать, равно как и строить капитальные сооружения в охраняемой зоне вокруг. Кроме того, новый собственник обязан провести реставрацию здания и нести полную за него ответственность в рамках закона о защите памятников и исторических мест.
Кстати, всего по данным на начало этого года, в государственный реестр внесено почти 800 объектов культурного и исторического наследия. 388 из них расположены непосредственно в городе Оренбурге. И только очень богатые люди в состоянии купить и обслуживать такие объекты.
— Реставрация обойдётся в десятки раз дороже обычных ремонтных работ на типовом здании, объясняет эксперт компании, занимающейся реставрационными работами «НовТехноСтрой» Ирина Дорофеева.
— Цена за восстановление исторического облика только 1 кв. метра фасада будет стоить примерно 6,5 — 8 тысяч рублей. И это без учёта разработки проекта реконструкции и затем его обязательной государственной экспертизы. Нужно ведь использовать соответствующие материалы, современными отделывать нельзя. Таким образом, только сохранение фасада среднего купеческого двухэтажного дома обойдётся в 8 — 10 миллионов рублей. А если посчитать все работы — и внутри, и снаружи, то дешевле построить новый объект, чем содержать исторический.
Поэтому всегда есть риск, что инвестор, покупающий такой объект, будет не восстанавливать здание, а просто снесёт его и построит на этом месте очередную многоэтажку. Тем более, что печальный опыт этого имеется: та же улица 8 марта уже почти вся застроена элитными офисными и жилыми домами.
Но слишком велик соблазн всего за 3 миллиона рублей получить участок в самом центре города площадью 1000 кв. метров. Продать потом квартиры здесь можно со стократной выгодой.
Кстати, не очень удачно продвигается в городе и программа аренды исторических зданий за символическую сумму. Любой инвестор может взять на 49 лет объект, заплатив всего 1 рубль по договору — и пользоваться им в своих интересах.
Правда, при этом он же обязывался за три-пять лет привести здание в порядок, выполнив капитальный ремонт или реставрацию (в зависимости от категорийности). Был подготовлен первый пул из 58 наиболее интересных в этом смысле зданий. Однако соглашения о намерениях высказывали в отношении 12 зданий, а до реального подписания договора дошёл лишь один.
Как видим, попытки приватизации тоже особыми успехами не радуют. И что с ними делать — администрация не знает.
Активистка общественного движения «Оренбургский стражъ», выступающая за сохранение исторического облика города Вера Арнгольд считает, что нужна комплексная программа развития туристическо-рекреационной зоны города. А пока деньги нужно вкладывать в консервацию объектов и активно искать инвесторов.
Но пока у властей даже нет концепции, как в принципе подступиться к проблеме и сохранить культурное наследие центра города. Остаются лишь аукционы, в 99% оканчивающиеся пшиком — да «ползущая» застройка, которая медленно, дом за домом, съедает историю.